Какими бы ни были разнообразными фильмографии любимых режиссеров и актеров, их давние поклонники всегда особенно ценят, когда в новых проектах объединяются кинематографисты, когда-то добившиеся успеха вместе.
Есть что-то родное в том, что Джейсон Стэтем снова сыграл у Гая Ричи после того, как двадцать с лишним лет назад «Карты, деньги и два ствола» и «Большой куш» запустили его актерскую карьеру. Так же зрители по-особенному относятся к новым фильмам Педро Альмодовара с Антонио Бандерасом или Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро — любимые фильмы прошлого накладывают на новые проекты ностальгическую патину и как будто обещают, что результат на этот раз точно будет хорошим.
И как бы Гай Ричи ни заигрывал с другими жанрами — фэнтезийным эпосом («Меч короля Артура») или диснеевским мюзиклом («Аладдин») — мы-то знаем, что лучше всего у него получаются брутальные криминальные боевики. «Гнев человеческий» это подтверждает — до самого финала кажется, что это едва ли не самый «идеальный фильм Ричи».
Это «идеальный фильм Ричи» в том числе и потому, что он очень чист по идее, теме и сюжету. В нем есть только то, что указано в названии — человек и его гнев, остальное — гарнир. Угрюмый мужчина Патрик Хилл (Стэтем) приходит устраиваться в охранную компанию Fortica, которая занимается инкассаторскими перевозками. Рекомендации у него прекрасные, но все же новых коллег терзают сомнения — что-то с Хиллом не чисто, явно у него есть тайный мотив устроиться на эту опасную неблагодарную работу. И правда, вскоре после выхода Хилла на работу на него и его напарника-идиота Дэйва, которого с явным удовольствием играет уставший от образа романтического героя Джош Хартнетт (коллеги говорят о Дэйве, что когда он пишет, он от старания рефлекторно высовывает язык — настолько он туп), нападают грабители. Но вместо того, чтобы по инструкции дать им скрыться с деньгами и не рисковать своей жизнью и жизнью коллег, Хилл выходит из инкассаторской машины и по очереди пристреливает шестерых нападавших, став за минуту героем Fortica. Мало того, когда в следующий раз нападут грабители (говорили же — опасная работа!), и Хилл только покажет им свое суровое лицо, те поведут себя так же, как дементоры при виде патронуса или бандерлоги при одном взгляде Каа — разбегутся, побросав оружие.
Конечно, Хилл окажется не тем, за кого себя выдает. Хитрость Гая Ричи в том, что, отказавшись показать в трейлере, почему именно Хилл решил внедриться в Fortica, он лишил журналистов вроде меня возможности рассказать сюжет примерно до середины фильма (хотя, если вы видели французский оригинал «Инкассатор» режиссера Николя Букриеффа 2004 года, чьим ремейком является «Гнев человеческий», вы и так все знаете). Речь идет о плане мести, не дающем Хиллу жить. Этот план подчинил себе все существование Хилла и поддерживает в нем тот самый гнев человеческий как огонь, который никогда не погаснет, пока месть не свершится.
Но о «Гневе человеческом» (в кинотеатрах с 22 апреля) есть что писать помимо сюжета. До самого финала это практически совершенный фильм. Стэтем всегда достоверно играл людей, с которыми лучше не связываться. Среди инкассаторов есть наводчик, и процесс его вычисления действительно захватывает. Тут есть неполиткорректные шутки, которые может себе позволить только Гай Ричи — наверное, последний «пацанский» режиссер, не скрывающий своего мачизма. Саундтрек Кристофера Бенстеда, который также писал музыку к предыдущим «Джентльменам» Ричи, продолжает дело Йоханна Йоханнссона еще из «Убийцы» — сцена, в которой налетчики берут инкассаторскую машину, может повергнуть в интересное состояние — смесь восторга с депрессией.
Ну и, конечно, кастинг. Джош Хартнетт играет против амплуа. Джеффри Донован в роли бывшего военного, сколотившего из бывших подчиненных преступную группу, и Холт Маккалани, играющий ветерана-инкассатора по прозвищу Пулемет, из тех актеров, глядя на которых пытаешься вспомнить, каких еще злодеев они играли в известных фильмах (первый, кстати, тоже играл в «Убийце», второй — в «Охотнике за разумом» и «Джеке Ричере 2»). Но главное откровение здесь — Скотт Иствуд. Сын Клинта, обычно играющий второстепенные роли в картинах разного качества, получил здесь возможность сыграть яркого злодея. Когда он наводит пистолет на случайного свидетеля, кажется, что Ричи не зря раз сто пересматривал «Грязного Гарри» с участием Клинта Иствуда.
Ричи в последнее время вообще как будто снимает один фильм для киностудий и денег (тот же «Аладдин»), другой — «для себя». С «Джентльменами» и теперь «Гневом человеческим» он достиг уровня зрелого мастера, который знает и любит свои сильные стороны и постоянные темы (преступники без морали и ловящие их преступники с моралью). У него все-таки получился почти идеальный фильм — почти, потому что в самом финале есть пара нелепостей вроде поднимающегося как ни в чем не бывало после выпущенных в него десятков пуль героя. Такие моменты портят своей неряшливостью общее впечатление от фильма, который, и не жалко это сказать еще раз, практически идеален.
Фото: Вольга