, 3 мин. на чтение

«Город астероидов» Уэса Андерсона казался бы идеальным, если бы не был так перенаселен

Поклонники Уэса Андерсона ждут каждого его фильма как первые христиане ждали Нового Завета. Иногда их надежды не напрасны (как «Отель «Гранд Будапешт»), реже результат разочаровывает (как «Поезд на Дарджилинг» — на него, впрочем, тоже есть свои любители), но, кажется, настало уже время сказать, что формулы, по которым Уэс Андерсон снимает свои фильмы, поднадоели — нельзя все-таки использовать один и тот же прием, только меняя декорации.

Раньше хорошими считали режиссеров типа Билли Уайлдера, которым легко удавались и драмы, и комедии, и нуары. Теперь определенная часть публики считает режиссера хорошим, если он им раз в пару лет выдает примерно одно и то же. Конечно, при этом Андерсон продолжает поддерживать в новом «Городе астероидов» (в прокате США с 23 июня, у нас фильм можно посмотреть онлайн у пиратов) высокую планку качества (считай: картинки и первоклассных актеров, которые не против провести несколько приятных дней на его съемочной площадке).

Плюсы:

— Андерсон наполняет кадр своего 11-го фильма о выдуманном Городе астероидов (ну как, город — сильно сказано, население — меньше 90 человек), предположительно где-то в невадской пустыне (снятом, впрочем, в Испании), пастельными красками. У фильмов Андерсона стиль, как всегда, вылизан до совершенства — настолько, что, кажется, в нем не может быть ничего реального. Действие происходит в 1950-х, пожалуй, самом искусственном по стилю американском десятилетии, когда процветал дешевый сайенс-фикшн про инопланетян, похитителей тел и 50-футовых женщин, а голливудское кино экспериментировало с новым еще тогда для него цветом. Чтобы подчеркнуть этот стиль еще больше, Андерсон не только выстраивает идеально симметричные композиции, но прибегает даже к анимации, чтобы показать контраст первых наивных спецэффектов с нынешними компьютерными. Поэтому «Город астероидов» дополнительно покрыт ностальгической патиной, до которой так падки выпускницы дизайнерских курсов — самые преданные поклонницы Андерсона;

— в Город астероидов, где регулярно проводятся ядерные испытания, ежегодно съезжаются гении-вундеркинды со своими родителями. Только что овдовевший военный фотограф Оги Стинбек (Джейсон Шварцман играет не только его, но и актера, играющего Оги в пьесе внутри фильма) приезжает с сыном Вудроу (Джейк Райан) и тремя дочерьми и селится по соседству с актрисой Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон стилизована как Ким Новак в «Головокружении» Хичкока). Дочери закапывают прах матери чуть ли не на заднем дворе — к неудовольствию дедушки Стенли (сам Том Хэнкс), которому зять никогда не нравился. В кадре появляются и другие эксцентричные герои, как местные жители (Руперт Френд смешно играет ковбоя по имени Монтана), так и визитеры, так что пора перейти к следующему пункту;

— вокруг Уэса Андерсона с самого начала его карьеры сложилось что-то вроде репертуарного театра отличных актеров, которых он регулярно зовет сыграть что-то для них неожиданное. Как бы вы ни отнеслись к самому фильму, это лучший кастинг года: помимо Шварцмана, Йоханссон и Хэнкса здесь играют (или пытаются играть, учитывая, что им дают по минуте-две) Эдвард Нортон, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Уиллем Дефо, Брайан Крэнстон, Стив Карелл, Лив Шрайбер, Майя Хоук, Джеффри Райт, Мэтт Диллон, Марго Робби, Джефф Голдблум, даже лидер группы Pulp Джарвис Кокер появляется в эпизодической роли ковбоя (и только ковид помешал Биллу Мюррею, который играет во всех фильмах Андерсона, принять участие в этой звездной вечеринке).

Минусы:

— в «Городе астероидов» столько пластов реальности (если так можно сказать о его тщательно сконструированных, нарочито искусственных фильмах), что невозможно расслабиться и просто получать удовольствие от просмотра — нужно постоянно следить, какой именно пласт разыгрывается сейчас. В одной сцене актер, играющий Оги (напоминаю, Джейсон Шварцман играет обоих), видит на балконе актрису (Марго Робби), играющую его покойную жену. Режиссер вырезал ее сцены, что логично — она ведь мертва. Но эта смерть оставила актрису без работы. Эти параллельные истории о больших трагедиях, которые невольно ведут к другим трагедиям поменьше, обогащают «Город астероидов» смыслами, но и одновременно запутывают сюжет, делая фильм почти несмотрибельным для зрителей, привыкших к классическому способу рассказа. Просмотр «Города астероидов» требует от зрителей подготовки и работы над собой;

— Андерсон скорее стилист или арт-директор, чем режиссер. В том, что касается идей-затравок, к нему нет вопросов. История вдовца Оги с четырьмя детьми, который не ладит с тестем, но вынужден с ним общаться и влюбляется в соседку-актрису через три недели после смерти жены — прекрасная сюжетная линия, но Андерсон никуда ее не ведет. К тому же между Вудроу и дочерью актрисы Диной (Грейс Эдвардс) пробегает гиковская искра, что тоже интересный сюжетный ход. Андерсон бросает и его, словно потеряв интерес;

— толпа героев, которые успевают появиться на экране на минуту-две, означает, что в фильме все время что-то происходит, но при этом то, что происходит, не очень увлекательно.