В частном домике под Калугой найдено тело астронома Никольского (Алексей Агранович). Вроде бы пожилой мужчина просто неудачно упал со стремянки при замене лампочки, но въедливый следователь Андрей (Денис Прытков) чует, что дело обстоит посложнее. Вскоре выясняется, что Никольский последние 18 лет делил дом с невесть откуда взявшейся дочкой Мариной, которая после его гибели скрылась в направлении Москвы.
Пока Андрей разбирается в тайной жизни заштатного астронома, Марина (Даша Верещагина) материализуется на лестничной клетке у давней знакомой покойного Зои (Ирина Пегова). Бойкая женщина только что потеряла работу няней у детей надменного Петра (Сергей Гилев), но не утратила сердечной теплоты. Она пускает долговязую блондинку домой, а Марина взамен решает помочь Зое с проблемами — кроме Петра в их числе бывший муж Павел (Алексей Розин) и подлый руководитель перинатального центра Китаев (Александр Ревенко). Тут-то и выясняется, что Марина умеет заставлять цветы цвести, а лампочки взрываться и, кажется, совсем не случайно бесконечно твердит стишок про свою тезку с планеты Нептун.
«Гостья» ждала своего визита к пользователям «Иви» два года и за это время обрела элементы непреднамеренного ретро. Это касается не только далекой даты на записях с камер в кадре, но и, например, еще работающего монорельса, на который здесь в какой-то момент красиво прибывает поезд, фоном используя телецентр «Останкино». Ретрообертона очень к лицу этой фантастической истории. Формально она разворачивается в современной России, но авторы сериала уже на уровне названия и исполнительницы главной роли предлагают открытый оммаж.
Даша Верещагина безусловно самое свежее лицо сегодняшнего российского кино. Прорывом для актрисы весной 2024-го стала роль как раз «гостьи из будущего» — Алисы Селезневой из «Ста лет тому вперед» Александра Андрющенко. Этот фильм не столько экранизация, сколько ремикс основных мотивов романа, лежащего в основе культового советского сериала, который подарил советским школьникам незабвенный секс-символ. Розововолосая Алиса Верещагиной и в этом смысле оказалась достойной наследницей одноименной героини с лицом и статью Наташи Гусевой. После такой удачи актрисе оставалось только развить успех.
За отчетные полтора года она сыграла и призрака нехорошей питерской квартиры у Романа Михайлова (в «Путешествии на солнце и обратно»), и курортную секс-работницу в «Фишере», и бедовую роженицу в «Дыши». «Гостья» замыкает этот круг почета уже своим заглавием — даром что работа над проектами шла параллельно и никакого коммерческого расчета здесь, по всей видимости, нет.
Собственно, виды Москвы, Подмосковья и Калуги, которые служат фоном для событий сериала, навевают как раз воспоминания о старой советской детской фантастике. Здесь то же сочетание немного матового солнечного света, хайтековых НИИ и деревянных домиков в тихих поселках. Актеры тоже подобраны со знанием дела — Прытков, Агранович (герой которого, правда, живьем появится только в последних сериях) и Пегова вполне соответствуют уютным застойным типажам. Ну а несколько ярких появлений Владимира Стеклова лишь закрепляет аутентичность стиля. Вспоминаются не только «Гостья из будущего» с «Приключениями Электроника», но и авантюрный эротизм перестроечного шедевра «Криминальный талант». Там блондинка-аферистка в исполнении Александры Захаровой тоже умела выйти сухой из любой воды с почти сверхъестественным изяществом. Добавляет атмосферы и специально сочиненное стихотворение про девочку Марину, строчками которого названа каждая серия. Стишок вполне достоверно стилизован под Сергея Михалкова, может даже показаться, что знаешь его с детства.
Режиссер Иван Петухов и сценаристка Настя (видимо, надо уже привыкнуть к тому, что взрослые кинематографисты предпочитают уменьшительные имена) Кузнецова, впрочем, не желают быть предсказуемыми и ближе к концу припасли для зрителей каскад сюрпризов. В финале лучезарная «Гостья» ощутимо мрачнеет, что понравится не всякому зрителю. Возможно, винить здесь, как часто бывает, стоит продюсеров, которые потребовали окропить экран красненьким, поймав зрителя на крючок до следующего сезона. Как бы то ни было, производство продолжения за два года так и не было анонсировано. Зато в таком виде «Гостья» выглядит по-своему удивительно — как если бы за экранизацию подростковой фантастики Булычева со всей свирепостью взялась, допустим, Валерия Гай Германика.
Легально сериал доступен на «Иви».
Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра «Иви»