Геннадий Устиян

«Хитмен. Последнее дело»: Майкл Китон играет самого начитанного киллера в истории кино

2 мин. на чтение

Последние десять лет после «Бердмэна» актер с и так практически образцовой карьерой Майкл Китон переживает непрекращающийся профессиональный подъем — на волне ностальгии он даже вернулся к роли Бэтмена во «Флэше» в прошлом году и снова сыграет Битлджуса в этом. Возможно, занятость в качестве актера не дает ему снимать фильмы самому — как показывает «Хитмен. Последнее дело» (в кинотеатрах с 4 апреля), зря — неожиданно Китон может стать и вашим любимым режиссером.

Плюсы:

— «Хитмен. Последнее дело» не дебют Китона в режиссуре. В 2008-м он снял криминальную драму «Веселый господин» о девушке, подружившейся с киллером (которого сыграл сам). Второй фильм подтверждает любимые темы Китона-режиссера — это триллеры для взрослых зрителей об искуплении и условности морали, отношение к которой зависит от контекста. Невролог сообщает герою Китона в «Хитмене», наемному убийце Джону Ноксу по прозвищу Аристотель, что у него редкая болезнь Крейтцфельдта — Якоба, из-за которой он потеряет память буквально за пару недель. Сразу после постановки диагноза к нему приходит сын Майлз (Джеймс Марсден), с которым он много лет не общался, с перебинтованной окровавленной рукой и признается, что убил человека. Теперь Джону нужно совершить свое последнее убийство вместе с напарником Томми (Рэй Маккиннон), помочь сыну не сесть в тюрьму, обвести вокруг пальца дотошную детектившу Эмили (Сюзи Накамура), успеть попрощаться с бывшей женой (Марша Гей Харден) и не обидеть польскую проститутку Руби (Иоанна Кулиг), успевшую привязаться к постоянному клиенту. Хлопот полно, как тут обойтись без мудрого совета старого босса Ксавье (Аль Пачино), который берется подстраховать Нокса, когда слабоумие лишит его способности вспомнить, кто он вообще такой и кто все эти еще недавно важные для него люди;

— Джон Нокс, наверное, самый интеллигентный наемный убийца в мире. В свободное от основной работы время он любит читать и приобщать к любимым книгам Руби, которая заходит раз в неделю по четвергам не только по делу, но и взять новую книгу, что может ее сделать самой начитанной проституткой в истории кино;

— Китон снял очень качественный неонуар с хорошими актерами и сюжетом (сценарист — Грегори Пуарье), который в финале озадачит, потом удивит, потом растрогает. «Хитмен» хитро манипулирует моральной зыбкостью истории об убийце, которому мы должны сочувствовать, но так как он главный герой, у нас нет выбора. Тем более что Китон настолько хороший актер, что не сопереживать ему невозможно — его герою место рядом с Джоном Кьюсаком в «Убийстве в Гросс-Пойнте» и Колином Фарреллом в «Залечь на дно в Брюгге»;

— хотя у Аль Пачино всего несколько сцен, он умудряется сделать их очень смешными — поводом для шуток является, например, разница в возрасте с очередной новой женой. В другой сцене даже есть издевательская отсылка к «Запаху женщины», за роль в котором Пачино получил свой единственный «Оскар».

Минусы:

— их нет, разве что можно пожалеть, что так как перед нами не очередной Бэтмен с Человеком-пауком (в одном из которых Китон, кстати, играл суперзлодея), «Хитмена» посмотрит меньше народу, чем хотелось бы. Потому что у зрелых фильмов, где герой-преступник в конце жизни захотел наконец поступить правильно, не такая большая аудитория, как у картин про людей-летучих мышей.

Фото: Arna Media

Подписаться: