У литературного киберпанка, как известно, два родителя: первый — Филип К. Дик, второй — Уильям Гибсон. И с экранизациями обоим по-разному не повезло.
Прозу Дика на экран переносили довольно часто, но это всякий раз были произведения скорее «по мотивам», как в случае с «Бегущим по лезвию» или «Вспомнить все». Гибсона в кино поставили лишь дважды. «Джонни-мнемоник» тоже весьма вольно обращался с первоисточником (но во многом обеспечил Киану Ривзу роль в «Матрице»). «Отель «Новая роза» Абеля Феррары тоже был картиной по духу, пожалуй, близкой к оригиналу, но все же отдельной от исходной новеллы. За романы писателя тоже пытались браться. Всякий раз это были амбициозные проекты, так и не дошедшие до зрителя. Самым ярким был фильм по «Нейромансеру» от Винченцо Натали («Куб», «Химера»). И нет ничего удивительного, что именно Натали стал продюсером сериала Amazon, поставленного по сравнительно недавнему, 2014 года, роману Гибсона «Периферийные устройства».
Действие здесь разворачивается в двух временных срезах. В 2032 году Флинн Фишер (Хлоя Грейс Моретц) работает в 3D-типографии в небольшом городке в Вирджинии. Она кормит всю свою небольшую семью: мать Элла (Мелинда Пейдж Гамильтон) умирает от рака и уже ослепла, а брат Бертон (Джек Рейнор) целыми днями не вылезает из виртуального шлема, тестируя симуляторы. Бертон — военный ветеран, а все его тело из-за службы утыкано мерцающими из-под кожи электродами. Флинн, впрочем, все равно играет лучше Бертона, поскольку ей свойственна эмпатия, так что брат время от времени просит ее помочь пройти очередной уровень. Однажды Бертон получает на тест совсем новый шлем и просит Флинн его испробовать. Прикрепив на голову электроды, Флинн оказывается в Лондоне 2099 года. Вскоре выясняется, что футуристическая столица Великобритании не симуляция, а реальность, и у жителей будущего есть для Флинн работа, а у их конкурентов — способы охоты на девушку в привычном ей времени.
Если Дик — пророк киберпанка, то Гибсон, конечно, поэт этого стиля. Винченцо Натали, выступивший не только продюсером, но и постановщиком нескольких эпизодов, этот факт прекрасно понимает. От Лондона будущего натурально захватывает дух: обезлюдевшие улицы, голографические стены, дизайнерские роботы-полицейские и гвоздь программы — возвышающиеся над мегаполисом гигантские античные статуи. Все это создает ощущение монументальности и зыбкости одновременно, очень характерное для гибсоновской прозы. Amazon в очередной раз демонстрирует готовность к риску, выпуская после «Властелина колец» еще один очень дорогой проект. Риск — дело благородное и, как показывает практика, выгодное — новый сериал уже сместил «Властелина» и стал самым популярным на сервисе.
Еще двумя продюсерами «Периферийных устройств» выступают Джонатан Нолан и Лиза Джой, так что сериал несет в себе и эхо «Мира Дикого Запада». Это касается и актеров второго плана (например, Луиса Хертума), и общего нуарного настроения, и ощущения, что сериал одним сезоном не ограничится. Но душой проекта, заставляющей всю эту махину дышать и двигаться, стала замечательно повзрослевшая Хлоя Грейс Моретц. Актриса виртуозно переключается между разными режимами существования на экране. Она и деревенская девчонка, погруженная в домашние хлопоты, и пацанка, способная дать отпор хулиганам, и футуристическая дива в черном комбинезоне, готовая повелевать миром будущего. И за ее продвижением к ответам на многочисленные вопросы, поставленные первыми сериями, несомненно, будет очень интересно наблюдать. Все указывает на то, что потенциал фантазии авторов не раскрыт еще и на треть.
Фото: Amazon Prime Video