«Ход королевы» очень элегантно сравнивает жизнь с шахматной партией
Изучение рецепта кинохита — наука сродни алхимии. Когда появляется фильм, который неожиданно влюбляет в себя абсолютно всех, его победа в борьбе за зрительские симпатии быстро начинает казаться банальной. Ощущение это, конечно, обманчиво.
Но если вы ничего не слышали про «Ход королевы» (другое название — «Ферзевый гамбит»), то вы либо очень волевой человек, отказавшийся от соцсетей, либо просто вообще не интересуетесь современным телевизионным кино. У семисерийного фильма Netflix уже заоблачный рейтинг на iMDb (8,9; у «Крестного отца», для сравнения — 9,2) и восторженная по преимуществу критика. И есть, конечно, своя логика в том, что в год, когда мы все вынуждены были проводить время наедине с собой, колоссальный успех ждал фильм об одном из самых самоуглубленных видов спорта — шахматах.
Элизабет Хармон (Аня Тейлор-Джой) попала в детский дом после гибели (вернее, по-видимому, самоубийства) матери. Здесь она быстро пристрастилась к транквилизаторам (которыми на рубеже 1940-х и 1950-х еще активно кормили детей) и к шахматам. Впервые она увидела клетчатую доску у сидящего в подвале мрачного сторожа и, повинуясь какому-то смутному порыву, упросила мужчину научить ее шахматным правилам. Вскоре стало понятно, что Бет — настоящий вундеркинд. Сразу после удочерения она начала участвовать в турнирах, нарабатывая практику и неотвратимо двигаясь к чемпионскому титулу.
Постановщиком «Хода королевы» выступил Скотт Фрэнк — заслуженный сценарист, который к 60 годам накопил достаточно опыта, чтобы выйти на первый план. Его прошлый сериал «Забытые богом», спродюсированный Стивеном Содербергом, сразу приобрел культовый статус. В основе сериала — последний роман Уолтера Тевиса (по его книгам поставлены, например, «Человек, который упал на Землю» и «Цвет денег»), выпущенный в 1983 году. В разные годы за его экранизацию собирались взяться Бернардо Бертолуччи и Хит Леджер. Собственно, к моменту, когда книгой заинтересовался Фрэнк, уже даже был написан сценарий, который режиссер, правда, тщательно переработал.
Болезненные склонности героини и ее несколько аутическая гениальность подталкивают к сравнениям «Хода королевы» с «Играми разума», однако сериал Фрэнка сделан легче и ироничней картины Рона Ховарда. В «Ходе королевы» постоянно подчеркивается, что шахматы требуют не только острого ума, но и способности к импровизации. Фрэнк умело монтирует многочисленные шахматные партии с эпизодами, в которых героиня пытается как-то интегрироваться во внешний мир. Есть даже довольно смешная эротическая линия, в кульминации которой сразу после первого оргазма Бет вынуждена слушать лекцию об особенностях игры советского шахматиста Боргова (Марцин Дороциньский). Советская линия вообще важна в этой картине и, что приятно, не вызывает привычного отторжения. За исключением странноватых фамилий все выглядит вполне достоверно, особенно если учитывать определенный уровень фантазийности, заложенный в этой почти сказочной истории.
Как это часто бывает с фильмами, вызывающими всеобщий восторг, «Ходу королевы» хочется предъявить какие-то претензии хотя бы просто из чувства противоречия. Вроде бы уже недовольны некоторые фанатики-шахматисты, хотя консультантом на картине был Гарри Каспаров. Есть здесь и какие-то очевидные промахи в драматургии — львиная доля едва намеченных линий не заканчивается ничем. Однако все это искупается на уровне интонаций. «Ход королевы» все время умудряется немного удивлять. Скажем, закономерное для второго акта истории падение героини на дно оформлено в виде танцев в трусах и с бутылкой под Shocking Blue. И для Тейлор-Джой — одной из самых ярких сегодняшних молодых актрис — эта работа, конечно, была не меньшим вызовом, чем для ее героини поездка на турнир в СССР. Бенефис удался, и можно не сомневаться в том, что дальше актриса лишь будет укреплять позиции. А после короткого эпизода с участием Юозаса Будрайтиса в финале «Хода королевы» в любви российских зрителей можно ничуть не сомневаться.
Фото: Netflix