«Идеальный лжец»: никогда еще фильмы о смертельной заразной болезни не были такими смешными
Произведения о подмене и обмане с целью поднять свой социальный статус всегда интересны, потому что, помимо прочего, злоумышленника всегда можно показать по-разному, даже положительным персонажем — например, вышедший в этом году сериал «Рипли» совсем по-другому расставлял акценты, чем «Талантливый мистер Рипли» в конце 1990-х, а наглые герои корейских «Паразитов», выживавшие из дома хозяев, настолько понравились американской Киноакадемии, что она вручила им в 2020-м свой главный «Оскар». «Идеальный лжец» (в кинотеатрах с 22 августа), к счастью, выдерживает сравнение с другими фильмами на эту же тему, но скорее наследует «Теореме» и другим европейским картинам о том, как присутствие чужака в доме меняет динамику отношений его жителей.
Плюсы:
— сюжет фарса с социальной критикой. Известный критическими по отношению к власти (в данном случае, к президенту Вудро Вильсону) статьями журналист Джей Си Хортон (Билли Магнуссен) застрял с семьей в своем поместье на острове, потому что на дворе 1918 год и в Америке бушует эпидемия испанки. Жизнь в изоляции, впрочем, совершенно не мешает ему ежедневно слать в газету статьи, изобличающие некомпетентность властей в борьбе с болезнью, что приводит в замешательство его красавицу-жену, писательницу Джули (Сара Гадон). «Разве ты можешь писать о том, что бастуешь сейчас на нью-йоркской улице?» — спрашивает супруга, подливая Джею чай. К счастью, кадровое агентство присылает в поместье нового повара, который берет на себя заботы по готовке, но у Флойда Монка (Питер Сарсгаард) есть свои недостатки — он тут же начинает подбивать остальную прислугу качать права, а старшая экономка, следящая за поведением нового повара как коршун, отправляется в больницу с симптомами, очень похожими на отравление. Что-то говорит Джею, что новый работник не тот, за кого себя выдает, а тем временем на острове закрывают рынок, почту и паром. Эпидемия и обнаглевшая, науськиваемая Монком прислуга меняют привычный ход жизни семьи настолько, что хозяину дома придется схватиться за ружье и вонзить зубы в кусок мяса, хотя он убежденный вегетарианец и противник любого насилия;
— премьера фильма, снятого Остином Старком и Джозефом Шуманом, прошла на Венецианском кинофестивале прошлого года, так что понятно: фильм снимался сразу после пандемии ковида, и параллели очевидны и уместны — режиссеры говорят, что идея фильма пришла им в голову, когда они увидели, как богатые ньюйоркцы сбежали в начале эпидемии за город;
— поклонники серьезного вдумчивого кино давно любят Питера Сарсгаарда. В последние годы он превратился в одного из самых интересных работающих сейчас актеров — на том же Венецианском фестивале он получил кубок Вольпи за роль в другом фильме «Память», где сыграл больного деменцией. В «Идеальном лжеце» у него прямо противоположная задача — его самозванец Флойд расчетлив, остроумен и бесстрашен, он тестирует правила в новом для себя доме как гиена, которая оценивает, можно ли украсть кусок мяса из-под носа у льва;
— в финале «Идеального лжеца» есть обязательный теперь сюжетный поворот, который заставляет нас относиться к героям иначе, чем в начале. В данном случае авторы, по-видимому, хотят сказать, что не бывает однозначно положительных и отрицательных героев, каждый поступает так или иначе в тех условиях, которые предложила ему реальность. Конечно, обстоятельства могут изменить жизнь человека, но для этого недостаточно даже эпидемии.
Минус:
— у «Идеального лжеца» типичная судьба артхаусного фильма, который идет несколькими сеансами в день в паре-тройке московских кинотеатров, так что его легко пропустить.
Фото: Arna Media