Ярослав Забалуев

«Имя мне Ночь» Пэтти Дженкинс об изнанке Голливуда 1960-х напоминает о вершинах нуара

2 мин. на чтение

Белая школьница Пэт (Индиа Айсли), живущая в черном квартале городка Спаркс, штат Невада, уже привыкла объяснять, что на самом деле она дочь черной пьющей женщины и безвестного гастролера, личность которого мамаша держит в секрете.

Однажды Пэт добирается до собственного свидетельства о рождении и с удивлением обнаруживает, что ее зовут Фауна Ходел. Мать поначалу впадает в ярость, но потом все же несколько путано сообщает, что Пэт попала к ней в руки в результате странного инцидента и на самом деле приходится внучкой лос-анджелесскому гинекологу Джорджу Ходелу. Пэт — то есть уже Фауна — находит телефон папаши и отправляется в Калифорнию. В это же самое время ей наперерез, сам того не подозревая, движется бедовый стрингер Джей Синглтэри (Крис Пайн), которому Ходел, якобы управлявший главным голливудским абортарием, в свое время сломал карьеру.

«Имя мне Ночь» — новый сериал канала TNT, который вот уже второй сезон пытается составить конкуренцию антологиям HBO. Прошлая попытка — «Алиенист» Кэри Фукунаги — вышла атмосферной, но недостаточно хлесткой для эпохи бесконечно растущей инфляции чувств и эмоций. Производители сделали выводы и вместо талантливого, но неровного постановщика первого сезона «Настоящего детектива» решили сменить тактику. В основе сериала — мемуарный роман настоящей Фауны Ходел, которая выступила еще и сопродюсером фильма. Первые две серии поставила автор «Монстра» и «Чудо-женщины» Пэтти Дженкинс — одна из главных мейнстримовых голливудских режиссеров-феминисток. Из всех этих вводных вроде как должна сложиться какая-то четкая картина — феминизм, равноправие и прочее. Так вот, бывает так, что результат не только превосходит, но и едва ли не противоречит предпосылкам.

Вроде бы все в рамках трендов: понятный ретро-антураж (действие происходит в 1965-м), важные проблемы (сегрегация прежде всего), тщательно воссозданная атмосфера, две сюжетные линии, которые пересекаются только на середине повествования. При этом «Имя мне Ночь» не только не выглядит еще одним конкурентом «Настоящего детектива», но и в лучшие моменты вообще заставляет забыть, что в нынешнем эфире существуют еще какие-то сериалы. И дело тут совсем не в сумасшедших аттракционах или пижонских сценах, снятых одним планом, а в том, что этот шестисерийный фильм снят так, будто не было на свете ни постмодернистских игр с детективным жанром, ни ревизии нуара (в духе того же «Настоящего детектива»), ни даже романов Джеймса Эллроя про секреты Лос-Анджелеса (хотя убийство Элизабет Шорт, которому посвящена «Черная орхидея» Брайана Де Пальмы — одно из ключевых событий сериала). Снято все так, будто кино не занималось разработкой детективного жанра в лучшем случае со времен «Китайского квартала» Романа Полански, а в худшем — едва ли не с тех благословенных времен, когда на экране царил Хамфри Богарт. Именно его помятым и даже пожеванным, но не сломленным жизнью героям наследует здесь персонаж Криса Пайна. Отдельно хочется отметить, насколько успешно артист вновь ускользает из-под гнета своей ясноглазой красоты — если так пойдет дальше, то из него того и гляди вылупится новый Стив Маккуин.

Пугающе достоверное ретро в итоге и дает эффект, обратный уюту, привычному для преданий более или менее глубокой старины. «Имя мне Ночь» настолько ловко и точно указывает на то, что события и приметы полувековой давности сегодня ясны и близки, что не нуждается даже в малейшем комментарии. Белые презирают черных, черные ненавидят белых, за фасадами звездных домов творится черт знает что, самые респектабельные и отчаянные пуритане всего лишь нашли подходящий подвал для своих демонов. Впрочем, эффект от прогулки по этому параноидальному аду скорее положительный. Видимо, из-за того, что сериал четко предлагает путь спасения: в аду просто надо найти человека, умеющего выживать с одной саперной лопаткой — и тогда никакие демоны не страшны.

Фото: Studio T

Подписаться: