Ярослав Забалуев

«Иные»: наши Люди Икс? Пролетарский Хеллбой? Нет, лучше — преломление советского мифа

2 мин. на чтение

Над залитым солнцем Ленинградом 1940-го завис немецкий дирижабль, фабричная красавица Анна Смолина (Ирина Мартыненко) идет домой с работы, и тут случается невероятное.

Увидев, что трамвай, управляемый ее братом Петей (Максим Емельянов), вот-вот столкнется с грузовиком, Смолина выпускает из себя волну неизвестного происхождения. По итогам сверхъестественного ДТП Аню и Петю увозят в застенки. Сперва допрос проводит следователь Лихолетов (Илья Маланин), который уже сталкивался с подобной чертовщиной в 1936 году на улицах воюющего Мадрида.

Затем Аню забирает суровый офицер НКВД Петров (Николай Фоменко), который предлагает девушке стать участницей секретной программы по изучению сверхлюдей. Программой руководит всесоюзное светило профессор Ильинский. Однако советские планы рушит прибытие немецкого экстрасенса Максимилиана Нойманна (Вольфганг Черни), который содержит на родине интернат для паранормально одаренных детей. Анна должна стать жемчужиной его коллекции, а в идеале и матерью ребенка, который объединит и превзойдет способности родителей. В Германию тем временем отправляется специальный отряд спасения, в который напрашивается и Лихолетов.

Премьера сериала «Иные» была сразу спозиционирована как запуск новой медиавселенной — к сериалу прилагается книга по мотивам сценария Елены Войтович, анонсирован и выход комикса. Однако куда важнее оказалась непреднамеренная рифма с миром «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина. В фильме и сериале фигурирует слегка дофантазированная советская реальность рубежа 1930–1940-х годов, а прямой рифмой стал тот самый дирижабль, имевший место и там, и там. Причем если «Мастер и Маргарита» — дорогостоящий международный кинопроект, то от русского фэнтези-сериала никто ничего особенного не ждал. Тем больше удивление оттого, насколько выразительным получился здешний мир. Действие разворачивается в СССР и Германии, и, хотя снимали зарубежную часть в Петербурге и пригородах, готический антураж выглядит не хуже, чем на Netflix. Есть даже по-настоящему пышный эпизод нацистского бала.

С сюжетом чуть сложнее. Первые серии обещали, что «Иные» будут историей слегка инопланетной внешне героини. Дальше стало понятно, что это многофигурная композиция, в которой расклад на авансцене постоянно меняется. К финалу на первый план вышли Лихолетов и партнерша профессора Ильинского в блестящем исполнении Евгении Симоновой. Следить за медленным развитием сюжета помогают великолепный дизайн и выдающийся, повторимся, продакшн.

Концепция советских «Людей Икс» или пролетарского «Хеллбоя», в общем, лежала на поверхности — не случайно ведь в обоих американских комиксах фигурировали переломные моменты истории ХХ века. С другой стороны, «Иные» подкупают тем, что это не калька, а именно что использование сходных (но не идентичных) мотивов. Оккультные исследования Третьего рейха и вовсе притча во языцех, которую на разные лады годами рассказывают в научно-популярных передачах по федеральному телевидению — слово «Аненербе» россиянам хорошо знакомо. А вот преломление советского мифа в этом контексте по-настоящему интригует. «Иные» предсказуемо завершаются на полувздохе — сообщением Левитана о начале войны. Тем интереснее, что будет с героями на Курской дуге и как будет выглядеть особая сталинградская магия.

Легально сериал доступен на «Кинопоиске».

Фото: «Кинопоиск»

Подписаться: