Школьницу Лару и ее маленького брата воспитывает внимательный отец-одиночка, который перевозит семью в другой город, чтобы дочь реализовала свою мечту и стала балериной.
Она с честью поступает в престижную балетную школу, несмотря на то что немного старше, чем положено для первой постановки на пуанты. Теперь ее ждут изнурительные занятия, налаживание отношений с одноклассниками, а также гормональная терапия и операция по смене пола. Дело в том, что главная цель длинноволосой, голубоглазой Лары — выбраться из данного ей при рождении тела мальчика Виктора.
Выходу «Девочки» в прокат нельзя не поразиться — нечасто на широком экране у нас показывают фильмы о проблемах трансгендеров. Возможно, чисто формально дело здесь в многочисленных призах, которые уже получила дебютная полнометражная картина бельгийца Лукаса Донта. Премьера состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, где фильм получил «Золотую камеру» за лучший дебют, приз за лучшую роль (без указания пола), награду ФИПРЕССИ и «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в кино. Кроме того, на счету «Девочки» уже номинация на «Золотой глобус» (в число номинантов «Оскара» картина не попала, хоть и была выдвинута) и приз Европейской киноакадемии в номинации «Открытие года».
Не обошлось и без скандала — как ни странно, на той стороне Атлантического океана. Выходу фильма в прокат русские зрители (в том числе) обязаны сервису Netflix, который сначала заграбастал «Девочку» себе, но потом громко отказался от интернет-премьеры. Причиной стало то, что авторы фильма (включая сыгравшего главную роль Виктора Полстера) — цисгендерные мужчины, которым негоже снимать кино о том, что они не испытывали на собственной шкуре. Демарш Netflix — сам по себе повод для интересного разговора о том, как болезненная толерантность загоняет ЛГБТ-сообщество в уютное, но все же гетто квир-фестивалей. Однако этот разговор в кои-то веки хочется отложить до лучших времен, поскольку собственно предмет, вызвавший столь оживленную дискуссию, интересен сам по себе.
В основе сюжета «Девочки» — история 22-летней балерины Норы Монсекур, которая, кстати, выступает на стороне авторов и говорит, что один из тяжелейших периодов ее жизни в фильме показан совершенно точно. Изначально Лукас Донт вообще планировал снять о Норе документальный фильм, но героиня решила, что не готова открыто описывать то, что происходило с ней в подростковом возрасте. И дело тут, вероятно, не столько в болезненности трансгендерного перехода, а в том, что пубертат невыносим по определению — об этом же, напомним, недавний блистательный американский «Восьмой класс».
Несмотря на то что «Девочка» (в кинотеатрах с 7 февраля) полностью игровое кино, оно моментально, с первых кадров, в которых Лара прокалывает себе уши перед зеркалом, завораживает сочетанием документальной и чувственной достоверности. Фильм Донта отнюдь не сводится к препарированию проблем трансгендеров, у которых (о чем свидетельствует обширная дискуссия) нет однозначного решения. Напротив, он говорит не о том, «что делать», а показывает «что происходит», причем с невероятным тактом и деликатностью (которые, правда, несколько изменяют автору в несколько больше, чем нужно, шокирующем финале). Собственно, именно интонация и делает эту историю универсальной. С одной стороны, как и упомянутый «Восьмой класс», это кино о том, каким адом на самом деле является залитый солнцем переходный возраст. И перемена пола здесь лишь обостряет (а не создает) неизбежные страдания девочки, которая хочет стать женщиной. С другой — нежность и тактильность, с которыми рассказана история Лары, кажется, вполне способны пробить навылет сердце даже агрессивных гомофобов, которые тоже когда-то, как ни странно, были мальчиками и девочками.
Фото: HHG