«Изобретая Анну» совсем не осуждает русскую аферистку, освобождавшую ньюйоркцев от денег
Есть такая популярная и даже банальная максима, что Америка — страна, построенная руками исключительно аферистов и иммигрантов.
В сущности, эта мысль недалека от истины (отсюда и банальность), однако удивительно, что это обстоятельство продолжает привлекать разномастных авантюристов со всего мира. Или авантюристок — как уроженка подмосковного Домодедово, наделавшая немало шуму в светском Нью-Йорке около пяти лет назад, когда была обвинена в краже услуг. На практике это означает, что Анна, представлявшаяся фамилией Делви, так убедительно пускала пыль в глаза окружающим, что богачи и бизнесмены готовы были спорить за право оплатить ее счет. Важно в этой истории и то, что широчайшей общественности история Анны стала известна благодаря статье журналистки Джессики Пресслер, опубликованной в New York Magazine. Именно этот текст под названием «Как Анна Делви обманула тусовщиков Нью-Йорка» и стал добычей, которую сервис Netflix сумел урвать раньше всех. Вернее, работающая на сервис шоураннер Шонда Раймс, ответственная за «Анатомию страсти» и «Как избежать наказания за убийство».
Сериал «Изобретая Анну» в итоге открывается наглым титром, гласящим, что все показанное — чистая правда «за исключением полностью вымышленных частей». Часть персонажей здесь выведена под другими именами, например, беременная журналистка Вивиан Кент (Анна Кламски), которая хватается за историю Анны Делви (Джулия Гарнер), чтобы спасти собственную карьеру, почти загубленную предыдущим материалом. Анна оказывается крепким орешком и на контакт идет с неохотой дивы, несмотря на тюремную робу. Однако Вивиан быстро находит к ней подход, пообещав вожделенную популярность. Расследование основано, разумеется, не только на разговорах двух женщин через тюремное стекло. Вивиан опрашивает друзей и жертв Анны (грань этих двух категорий граждан по понятным причинам весьма размыта) — светских львиц, инвесторов и т. д. С другой стороны, журналистка постепенно сама подпадает под обаяние героини и вот уже готова бегать ей за шмотками для парадного выхода в суде.
Собственно основной темой сериала и является рефлексия по поводу современного состояния института селебрити. В какой момент авантюрист превращается в жулика? Какова продолжительность свободного падения с вершин Уолл-стрит? Мартина Шкрели посадили в том же году, что и Анну, а сериал про него снимут вряд ли. Анна Делви действительно куда более интересный персонаж. В ней сочетается дьявольский ум, развитые способности к изворотливой импровизации и чисто русское, совершенно необоримое желание пожить на широкую ногу. Она абсолютно аморальна и в то же время обезоруживающе искренна в уверенности, что звездный статус и дорогие бренды — единственная возможная цель человеческой жизни.
С другой стороны, «Изобретая Анну» — сериал не столько про Делви, сколько про Вивиан и ее преодоление личного кризиса. Шонда Раймс прекрасно понимает, что задача кино — прежде всего рассказывать истории, а уже потом анализировать, и именно поэтому делает героиней-проводницей журналистку, работа которой заключается как раз в умении копать и сопоставлять факты. Журналистская работа с ее драйвом и эмоциональными качелями показана здесь вполне замечательно и во многом оправдывает раздутый хронометраж. Еще одним его обоснованием служит понимание и приверженность Раймс законам мыльной оперы, поэтому окончательная редакция текста в сериале без зазрения совести совпадает с родами Вивиан.
У выбранного метода сентименталистского рассказа об условной «волчице с Уолл-стрит» есть свои минусы. Временами хочется, чтобы этот сюжет был закручен в какую-то более жесткую и экономную жанровую схему. Однако у русского зрителя есть свои резоны смотреть сериал: во время просмотра обязательно пару раз возникнет вполне оправданное в данном случае патриотическое чувство.
Фото: Netflix