Извини, новый «Супермен», но ты опоздал - Москвич Mag
Геннадий Устиян

Извини, новый «Супермен», но ты опоздал

3 мин. на чтение

Пока Marvel пытается нащупать выход из кризиса жанра кинокомиксов, экспериментируя c новыми героями («Громовержцы», «Капитан Америка: Новый свет» с чернокожим Энтони Макки вместо Криса Эванса), его конкуренты из DC Comics после провала «Флэша» и особенно второго «Джокера» пытаются перепридумать всю киновселенную, которая всегда крутилась вокруг Супермена и Бэтмена, светлого и темного героев, дополняющих друг друга как две стороны одной монеты.

Последний «Бэтмен» «нового поколения» с Робертом Паттинсоном вышел три года назад, и продолжение запланировано на 2027-й. Супермен тоже в этом веке зачастил: после версий 2006 и 2013 годов он появился в сборной солянке «Лига справедливости», и теперь на экраны мира 11 июля (в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов) вышел новый фильм Джеймса Ганна, который, как ожидается, даст толчок следующей эпохе персонажей DC. Конечно, как всегда, ребут главного американского супергероя соберет кучу денег, но мир за последние годы так изменился, что даже обновленный для свежих времен Супермен выглядит реликтом. Но сначала о приятном.

Плюсы:

— Супермен появился на экранах в конце 1970-х, в разгар холодной войны. К моменту выхода четвертой части в 1987-м СССР разваливался, и западное общество праздновало свой образ жизни как единственно возможный на планете Земля. Супермен олицетворял собой всеамериканского героя, который несет свет отсталым странам и народам. В фильмах XXI века акцент все больше ставился на его инаковости — чужеземец прилетел на Землю и хочет ей добра. Этот акцент не случайно был переставлен в эпоху великого переселения народов за счет иммигрантов и беженцев. Супермен стал символом глобализации не меньше, чем американского образа жизни — тем интереснее происходящие с ним метаморфозы сейчас, в эпоху мировой тенденции на изоляционизм. Супермен чужд изоляционизму в принципе — и как пришелец (в какой-то момент он говорит: «Я такой же человек, как вы все»), и как американец, и как демократ, в конце концов;

— в отличие от предыдущих торжественных версий 2006 и 2013 годов, снятых в период, когда считалась эталонной бэтменовская трилогия Кристофера Нолана про Темного рыцаря, новый Супермен (Дэвид Коренсвет), к счастью, не боится шутить, особенно в сценах с коллегой и девушкой Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн): глядя по телевизору на Кларка Кента, сражающегося с очередным уродливым монстром на глазах у всего мира, Лоис говорит как бы сама себе: «Мой парень немного странный»;

— чтобы выглядеть релевантным, этот Супермен пытается следить за мировой повесткой. Пока он помогает народу несуществующей страны Боравии бороться с коррумпированным диктатором и не дает ему напасть на соседний Джахангур (судя по названиям, в Голливуде явно прознали про существование конфликта Армении и Азербайджана), его кровный враг Лекс Лютор (Николас Холт) создает «карманную вселенную» (наезд на мультивселенные Marvel?), чей разлом грозит поглотить не только Нью-Йорк (тут появляется возможность показать красиво падающие небоскребы), но и весь мир. Как всегда, Супермен полтора часа совершенно по-мазохистски позволяет себя мутузить и истязать, чтобы в последние полчаса встряхнуться, взять себя в руки и надавать тумаков злодеям.

Минусы:

— ужас в том, что сами авторы фильма не совсем понимают, что делают. С одной стороны, они в очередной раз показывают нам историю Супермена с самого начала, с его падения на Землю, хотя мы все это и так прекрасно помним. Но при этом мы почему-то уже в курсе, как и все вокруг, что Супермен — это журналист Кларк Кент и что у него уже давно роман с Лоис, то есть, получается, здесь помню, здесь не помню. Смешнее всего, что Кларк все так же работает в бумажной газете Daily Planet, как в 1970-х, на что его зрители-зумеры должны удивленно переглянуться: «Газета?» Хорошо хоть он не печатает на машинке, как в 1978-м. В любом случае Джеймс Ганн делает вид, что в этом мире интернета не существует;

— Лоис часто удивляется наивности своего чудо-парня, но сюжет фильма как будто тоже писал сценарист с другой планеты. Супермен пытается разнять Боравию и Джахангур с таким пафосом белого западного превосходства, будто и правда не прошли эти полвека с холодной войны. Клишированные худенькие мальчики-аборигены из пасущих овец племен держат флаг своей страны и шепчут «Супермен» с таким фальшивым надрывом, будто это циничная пародия на настоящие кровавые конфликты, которые по жестокости и массовости превзошли все кинофантазии. Такой Супермен в 2025-м выглядит как ископаемое времен Рейгана. Впрочем, такое определение сейчас вполне может привести в Белый дом, но не так, как об этом мечтает либеральный Голливуд.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: