, 2 мин. на чтение

Как пережить жизненные трудности с достоинством? Эрик Кантона научит в «Нечеловеческом ресурсе»

Медийная жизнь выдающихся спортсменов уже давным-давно не заканчивается финалом спортивной карьеры. Футболисты и фигуристы обычно первым делом превращают работу селебрити в основную профессию, а побочные меняются по ситуации — в диапазоне от модели до музыканта.

Эрик Кантона, великий нападающий Manchester United, свой звездный путь в футболе завершил в 1997-м, но про будущее решил двумя годами раньше, в 1995 году дебютировав на большом экране в фильме «Любовь в лугах». Роль была, конечно, не главная, но уже тогда стало понятно, что фактурный марселец входит в кадр далеко не в последний раз. За два с лишним десятилетия Кантона выстроил себе фильмографию, которой позавидовали бы иные профессиональные актеры, от «Елизаветы» до «В поисках Эрика» Кена Лоуча с собой в главной роли. Сегодня Кантона органично выглядит в разных жанрах, всегда уместный, безотказно усиливающий колорит. И нет ничего удивительного в том, что он в свои 54 года дождался полноценного телебенефиса.

Шестисерийный фильм «Нечеловеческий ресурс» в середине весны вышел на французском канале Arte, а уже в мае — подхвачен Netflix, находящимся в постоянном поиске иностранного контента. На сей раз поиск увенчался появлением на сервисе одного из лучших сериалов года. В центре повествования здесь Ален Делямбр — бывший начальник отдела кадров, отправленный в отставку и вынужденный подрабатывать разнорабочим в ночные смены. В одночасье и без того несладкая жизнь Алена начинает рушиться: вдобавок ко всем бедам ему светит иск от коллеги, которому герой, не сдержавшись, дал по носу. В это же самое время к нему обращаются из большой самолетостроительной компании с предложением выйти на работу по профилю — кадровиком. Правда, тестовое задание предстоит необычное: необходимо провести игровой захват в заложники топ-менеджмента с целью определения наиболее лояльных членов коллектива. Припертый к стенке обстоятельствами Делямбр начинает собирать досье на будущих жертв и осваивать курс начинающего террориста.

«Нечеловеческий ресурс» поставлен по роману гонкуровского лауреата Пьера Лемэтра. От социальной драмы сюжет быстро дрейфует в сторону психотриллера, а потом жанр лихо меняется еще пару раз — редко сегодня выходит сериал, финал которого непросто угадать за двадцать минут до титров. Постановщиком стал Зиад Дуэри — автор «Оскорбления», пару лет назад номинированного на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Впрочем, куда важнее для понимания, как выглядит «Нечеловеческий ресурс», тот факт, что ливанец Дуэри начинал ассистентом оператора у Тарантино. Именно этим хочется объяснить размеренный, но плотный ритм повествования и отдельные визуальные решения, от которых почти захватывает дух.

«Почти» — потому что «Ресурс» все-таки кино в большей степени психологическое, чем зрелищное. Работу Кантоны хочется удостоить сравнений с поздними ролями Жана Габена. Актер совершенно срастается с героем, в нем нет ни капли самолюбования или лоска футбольного короля. Вместо этого — тончайшая нюансировка и широчайший эмоциональный диапазон. Истории о кризисе социальных институций в современной Франции нужен был именно такой герой.

Именно такого кино крайне не хватает и в современной России. И речь совсем не об остроте социальной проблематики — за это в мейнстримовом кино отвечает, скажем, Юрий Быков. Сила «Нечеловеческого ресурса» заключается в драйве и увлекательности. В том, что пресловутый пафос здесь растворен в сюжете, закрученном столь лихо, что без малого шесть часов пролетают с такой скоростью, что искры из глаз.

Фото: Netflix