Как всегда у Стивена Кинга, убийство в «Чужаке» — больше, чем убийство
В том, что Стивена Кинга никак не признают великим американским писателем, — без поправок на конкретные жанры и отдельные произведения — можно при желании найти массу плюсов.
Кажется, видит их и сам автор, которого отсутствие статуса живого бога освобождает от повышенной ответственности. Звание заслуженного беллетриста позволяет успешно экспериментировать, вести себя взбалмошно (недавно он подверг критике фейсбук и со скандалом удалил аккаунт), а главное — заходить на новые жанровые территории. Роман «Чужак», который увидел свет в 2018 году — продолжение исследования Кингом возможностей детективной литературы. Книга напрямую (подробнее об этой связи чуть позже) наследует «трилогии Билла Ходжеса», легшей в основу сериала «Мистер Мерседес». Многосерийная экранизация последнего каналом Audience имела такой бешеный успех, что об экранизации «Чужака» стало известно спустя всего несколько месяцев после публикации.
Из воспетого во многих кинговских романах штата Мэн действие здесь переносится в другую глушь — Оклахому. В маленьком городке Флин-Сити случилось страшное преступление: 11-летнего школьника изнасиловали и убили самым зверским образом. Печальный седой полицейский Ральф Андерсон (Бен Мендельсон) почти моментально нападает на след преступника, которым оказывается тренер местной футбольной команды Терри Мейтленд (Джейсон Бейтман). Против него все улики, включая свидетелей и видеозаписи. Терри арестован средь бела дня на глазах у всего города, его жену и детей начинают травить соседи. Однако у Мейтленда есть алиби: в момент убийства он был на конференции вдали от дома — доказательством тому репортаж местного телевидения. Андерсон, сам когда-то переживший смерть сына, понимает, что зашел в тупик, и на фоне разгорающегося в городе беспредела обращается за помощью к частному детективу Холли Гибни (Синтия Эриво).
Холли — как раз та самая связь с «Мистером Мерседесом», напарница Билла Ходжеса, которой отошел его сыскной бизнес. Героиня Эриво, впрочем, имеет мало общего с той Гибни, которую в прошлом сериале играла Джастин Люпе. Здешняя Холли — аутичная черная женщина, с горем пополам научившаяся жить с собственными странными способностями (вроде моментального вычисления высоты людей и небоскребов и экстраординарной памяти). В сериале она появляется лишь в третьей серии, однако Кинг уже заявил, что собирается посвятить ей следующую книгу (а может быть, и несколько).
В отличие от реалистического «Мистера Мерседеса» «Чужак» сразу заявляет свою мистическую составляющую. Однако основной фокус здесь наведен скорее на атмосферу. В какой-то момент герои предполагают, что загадочный убийца, по всей видимости, питается человеческой скорбью, и ее тут действительно через край, в лучших традициях «Настоящего детектива». Маститый сценарист Ричард Прайс («Море любви») построил свою адаптацию на аккуратном сгущении трагизма в судьбе каждого персонажа, и этот омут постепенно затягивает зрителя все глубже, давая парадоксальную надежду на избавление от печалей в финале.
Что же касается основной мистической линии, то здесь таится фирменная кинговская черта, пронизывающая его лучшие романы. «Чужак» — это не просто медленный ужастик. Кинг и Прайс неспешно создают еще одну главу американской мифологии, то есть той штуки, которой эта вечно молодая страна лишена по определению. И долгая сериальная форма, как лишний раз выясняется, подходит для этой цели идеально — куда лучше, чем полнометражное кино, где кинговские экранизации, судя по недавнему «Доктору Сну», все чаще терпят финансовые неудачи.
В России сериал легально доступен на сервисе «Амедиатека».
Фото: HBO