Забавно, что, несмотря на прошлогодний кассовый провал «Хана Соло», последнего фильма из вселенной «Звездных войн», экранизирующие комиксы режиссеры как будто пытаются снять свои батальные фантазийные саги и стать новыми Джорджами Лукасами.
Только недавно Джеймс Ван сделал в «Аквамене» от марвеловских конкурентов DC подводные «Звездные войны», как супружеская пара Анна Боден и Райан Флек, которым Marvel доверила снять первый сольный фильм о своей главной супергероине, сделали женские «Звездные войны» — ближе к финалу есть сцена, где Кэрол Дэнверс, она же капитан Марвел (Бри Ларсон), в одиночку бросает вызов целой космической армии (и, естественно, заставляет ее отступить). В этом смысле, если не считать «Мстителей», «Капитан Марвел» (в кинотеатрах с 7 марта) — самый амбициозный проект студии. Именно Кэрол должна скоро спасти Капитана Америку, Черную вдову и остальных супергероев, оставшихся в живых после расправы Таноса в предыдущих «Мстителях: Война бесконечности».
«Капитан Марвел» — 22-й фильм в длящейся 11 лет киноглаве Marvel, начавшейся в 2008-м «Железным человеком». Она закончится всего через полтора месяца «Финалом», где Капитану Марвел уготована ключевая роль. Это довольно рискованный шаг — доверить судьбу уже знакомых супергероев новенькой. Но Кэрол Дэнверс непроста. «Капитан Марвел» является прафильмом (и приквелом) о мстителях и организации «Щ.И.Т.» — именно с ее знакомства с Ником Фьюри (омоложенный спецэффектами Сэмюэл Л. Джексон), после того как она упала с неба на крышу видеопроката в Лос-Анджелесе, и начались события, которые привели к предыдущим фильмам Marvel.
В чем-то Капитан Марвел выполняет в своей вселенной ту же функцию, что и Супермен в DC Comics. Она человек из плоти и крови, но после облучения взорванным ею энергетическим ядром Кэрол попадает в империю Кри, где ее военной подготовкой занимается Йон-Рогг, герой Джуда Лоу. Йон-Рогг является для Кэрол кем-то вроде суррогатного отца, потому что о ее настоящей семье в фильме ни слова, зато она помнит, что когда-то на Земле у нее была наставница (то есть суррогатная мать) по фамилии Лоусон (Аннетт Бенинг).
Проблема с Капитаном Марвел в том, что у нее, как и у Супермена, нет недостатков и особенных свойств, делающих людей, пусть они и сверхлюди, человечными. Ни в одной из своих ипостасей — земной или инопланетной — у героини Бри Ларсон нет парня, что странно. Ни родителей, ни любимого мужчины у молодой здоровой женщины… Видно, что она слишком занята спасением мира, но разве спасение мира не штамп в наше время? Разве это не занятие, от которого можно отвлечься на вечер-другой?
По сюжету «Капитан Марвел» — серия фабульных штампов. Рано или поздно инопланетянка окажется на Земле (которую на Кри называют просто С-53) и узнает, что все это время сражалась не на той стороне. Пора включать песню «I’m Just a Girl» и снова спасать мир.
Надо сказать, что в смысле феминизма «Марвел» едва ли не единственный раз проиграла DC. Не только потому, что «Чудо-женщина» опередила первую киногероиню Marvel на два года, но и потому, что она оказалась гораздо более интересной героиней. У нее интереснее бэкграунд (помните царство амазонок в Греции?), объемней судьба длиной с весь XX век и хорошая история любви с симпатичным летчиком. Капитан Марвел пока выглядит как женская версия Супермена со всем его суперменским комплексом скромного превосходства, то есть скучно.
Сторонники прогресса считают, что «Капитана Марвел» нужно приветствовать хотя бы потому, что это первый фильм с супергероиней Marvel в главной роли. Да, это, конечно, хорошо, но все же недостаточно. Фильм попадает в те же ловушки клише, которыми обросли супергеройские фильмы. Как часть целой задачи Marvel это любопытно — всегда интересно, в какую сторону разовьются отношения Кэрол Дэнверс с остальными давно полюбившимися персонажами вселенной. Но как отдельное произведение искусства «Капитан Марвел» далека от идеала — несмотря на отчаянные поиски Кэрол Дэнверс собственной идентичности ей только предстоит найти свои путь, стиль, чувство юмора, а также, возможно, родителей, парня и сюжет получше.
Фото: WDSSPR