Кейт Бланшетт упивается своей ролью защитницы семейных ценностей в «Миссис Америка»
Киножанр, обычно определяемый словосочетанием «либеральная агитка», сейчас переживает в США понятный ренессанс.
Однако происходит это настолько давно (началось все еще при Буше-младшем), что отношение к фильмам об ужасах консерватизма скоро может стать примерно таким же, как в России — к картинам о героических подвигах Красной армии. Отличие заокеанской индустрии отлично иллюстрирует новый сериал Hulu «Миссис Америка», и заключается оно, грубо говоря, в том, что американские кинематографисты постоянно работают с поиском новых точек зрения уже на уровне драматургии.
«Миссис Америка» рассказывает о важном периоде в истории борьбы американцев за свои права — обсуждении поправки к конституции США о равных правах граждан независимо от пола. За принятие поправки активно выступали феминистки второй волны уровня Глории Стейнем (ее играет Роуз Бирн), однако центральной героиней авторы сериала выбрали Филлис Шлэфли — самую яростную и последовательную противницу равноправия. Шлэфли — мать шестерых детей, интеллектуалка, способная предметно поговорить о ядерной угрозе в телевизионном эфире и намеренная баллотироваться в Конгресс. При этом ее основная мысль заключается в том, что феминистки стремятся ущемить в правах домохозяек и матерей, отправив их чуть ли не на воинскую службу. Шлэфли сыграла Кейт Бланшетт, которая с этой ролью всерьез претендует на то, чтобы стать фавориткой на ближайшей церемонии вручения «Эмми».
Шоураннером «Миссис Америка» выступил Дави Уоллер, оказавшийся у руля, очевидно, благодаря работе над сценарием «Безумцев» — главного ретросериала XXI века. Чувство стиля — одно из полей, на котором сражаются героини. Безупречная, похожая одновременно на куклу и холодную злодейку из диснеевских сказок Шлэфли и ее товарки (в числе которых, например, героиня Сары Полсон) сталкиваются с хипповской раскованностью Стейнем, яростью чернокожей Ширли Чисхолм (первую черную женщину-конгрессмена играет Узо Адуба) и расслабленным шиком Бетти Фридан (в роли фем-иконы предыдущего поколения — Трейси Ульман). Достоверное погружение в эпоху — первый крючок, на который попадается зритель, желающий ненадолго сбежать из нашего куда менее безупречного в смысле стиля времени.
Но прежде всего «Миссис Америка» — это, конечно, бенефис Бланшетт. Она умеет быть по-настоящему зловещей, но подобную прямолинейность оставляет для проектов типа «Тора». Здесь же ее Филлис — персонаж, в которого, может быть, и не влюбляешься моментально, но которым сразу очаровываешься. Идеальная «степфордская жена» Шлэфли в исполнении Бланшетт не злодейка, но глубоко уверенная в себе женщина, которая будто бы постоянно чего-то не замечает. Она не обращает внимания на мужа (Джон Слэттери) — хорошего, в общем, мужчину — по привычке принуждающего ее к сексу. Она не видит ущемления собственных прав, когда на заседании мужского клуба ее просят не болтать, а записывать чужую мудрость в блокнотик. Филлис — сильная, умная, сияющая и именно поэтому с каждой серией выглядит персонажем все более и более трагическим, несмотря на победы в публичном поле. Понятно, что настоящие героини в историческом контексте — феминистки, однако их борьба и ее итоги и так известны. В художественном же смысле именно помещение в центр композиции упертой сторонницы традиционных ценностей делает «Миссис Америка» такой увлекательной и пронзительной. Да и либеральной агиткой такой сюжет уже, пожалуй, никак не назовешь.
Фото: Hulu