«Кибердеревня» про фермера на Марсе парадоксально скрещивает «Дюну» с советской комедией
Марсианский фермер Коля (Сергей Чихачев) начал завоевывать сердца российских зрителей еще три года назад — в ноябре пандемийного и такого далекого 2020-го. Именно тогда на ютуб-канале Birchpunk появился ролик «Русская кибердеревня», в котором Николай на ломаном английском устраивал экскурсию по своим владениям. Видео стало вирусным, в том числе благодаря перепосту от тогдашнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Создатель видео Сергей Васильев говорит, что идея ролика возникла из шуточного вопроса «Снятся ли кибердояркам электрокоровы?». Аллюзия на роман Филипа К. Дика, на котором основан «Бегущий по лезвию», сразу заявила новую веселую вселенную, одним видео дело не ограничилось.
За три года мир Birchpunk расширился благодаря поезду, музею, больнице и массе ярких персонажей, сочетавших узнаваемые бытовые черты и действовавших сообразно советской классике типа «Курьера», «Любви и голубей» и обязательной «Кин-дза-дзы». На Васильева обрушился поток предложений о создании сериала. Разработка велась кропотливо, и вот «Кибердеревня» вышла на платформе «Кинопоиск».
Фермер Коля обзавелся биографией. Когда-то они с другом Костей Барагозиным основали компанию «Ижевск дайнемикс» с лозунгом «Робот в каждый дом». Спустя годы (на дворе 2100-е) Барагозин (Григорий Скряпкин) компанию отжал, а Николай стал владельцем фермы «Рязань каунти», для которой собственноручно выстроил на Красной планете экосистему. Теперь пути бывших друзей пересеклись, поскольку Барагозин хочет снести ферму и организовать на ее месте добычу минерала недоступия. В результате стычки с фермером сознание бизнесмена переселяется в найденного на помойке робота, а его подручные в суматохе улетают на Землю, прихватив безмозглое тело Кости. Теперь Коля и Робогозин (с голосом Сергея Бурунова) должны исправить ситуацию, и на этом пути их, конечно, ждет масса приключений.
Формат роуд-муви как нельзя лучше подходит для того, чтобы в сюжет было вписано как можно больше плодов фантазии Васильева. Здесь и поезд, и орбитальный лифт, и ружье-уменьшитель, и технофобы-шахтеры, и обложенные подписками на все на свете (включая жену и холодильник) земляне. «Кибердеревня», однако, умудряется не сваливаться в чистый скетчком, в чем ей помогает точно освоенная матрица советского кино с элементами мотивов международных хитов типа «Дюны».
С точки зрения визуального продакшна «Кибердеревня» — лучшее, что сейчас есть на российских стримингах. Богатая, разнообразная, остроумная картинка с нормальной цветокоррекцией («покрашенные» под сериалы «России 1» фильмы и сериалы — бич современного отечественного кино). Последний раз что-то такое в российском сегменте рынка демонстрировал Илья Найшуллер, который вскоре после первых клипов, как известно, уехал работать в Голливуд. Создателей «Кибердеревни» при других политических обстоятельствах эта судьба ждала бы еще быстрее.
Впрочем, не всем мозгам надо обязательно утекать из России. «Кибердеревня» не просто успокоительное на вечер, но и инструмент для утоления ностальгии для русских зрителей за пределами страны. Баланс между русской народной причудливостью и национальной корявостью в сериале соблюден безупречно. Здесь нет ни фальшивого умиления, ни нарочитой остроты проблематики. В некотором смысле «Кибердеревня» выполняет давно сформировавшийся запрос на новую версию программы «Городок». Кто знает, может быть, во втором сезоне в проект заманят и Юрия Стоянова — и вот тогда «Кибердеревня» точно станет главным русским сериалом ревущих двадцатых.
Легально сериал доступен на «Кинопоиске».
Фото: «Кинопоиск»