«Кими» Стивена Содерберга: корпоративная жадность как мотив для убийства
Стивену Содербергу явно близки социалистические идеи. Один из самых уважаемых режиссеров современности, победитель Канн и обладатель «Оскара» снимает по фильму (а то и по два) в год. Снимает быстро и дешево, при этом с участием звезд первой величины, которые ради работы с живым классиком снижают свои гонорары.
Три года назад Мерил Стрип расследовала в «Прачечной» Содерберга мошенническую схему со страховками. Теперь Зои Кравиц в «Кими», который можно посмотреть на HBO Max, бросает вызов своим работодателям, корпорации, выпускающей умных домашних роботов. Большие деньги требуют тишины и защиты, не в первый раз говорит Содерберг. А когда им что-то угрожает, большие деньги готовы на убийство.
Плюсы:
— идею фильма сценаристу Дэвиду Кеппу подала амазоновская «Алекса». Новые технологии подбрасывают затравки для триллеров, как это произошло, например, 40 лет назад с «Проколом» Брайана Де Пальмы, где Джон Траволта записывает невинные звуки вечера у реки для фильма, и на пленку попадают выстрел и всплеск от падения в воду. У Содерберга интерпретатор голосовых потоков Анджела Чайлдс (Зои Кравиц), работающая на компанию Amygdala Corporation, слышит женские крики на записи и тут же пытается доложить об этом начальству. После долгих отфутболиваний ее все-таки вызывают в офис, что дается Анджеле с трудом — помимо выработавшейся за время пандемии привычки работы на удаленке у нее острый приступ агорафобии;
— Содерберг снимает не только экономно, но и, что называется, эффективно. «Кими» длится меньше полутора часов, поэтому здесь нет отступлений от основного сюжета, который состоит из трех частей: Анджела дома, Анджела в городе, Анджела снова дома, но не одна. Фильм смотрится легко, несмотря на параноидальность происходящего;
— одинаковое во всех фильмах лицо исполнительницы главной роли Зои Кравиц можно принять за отсутствие таланта. Это вечно отстраненное и равнодушное выражение странным образом в «Кими» идет общему замыслу на пользу. Анджела всегда работает дома, одна, общаясь только с голосовым помощником «Кими», а когда сосед из дома напротив заходит заняться сексом и после ложится в расслабленной посткоитальной неге на кровать, Анджела, напротив, начинает деловито прибираться в доме. Лицо Кравиц почти лишено эмоций человека, который привык ежедневно социализироваться. Новые технологии подразумевают работника максимально невовлеченного. В этом смысле Анджела уже на пути к превращению в часть компьютера, и Содерберг схватывает это свойство поколения актеров младше 30 очень точно;
— весь фильм смотрится как размышление над изменившимся образом жизни современного человека из-за пандемии. Люди проводят почти все время дома и без всякой агорафобии, наблюдая в окна друг за другом, но лично взаимодействуют редко, разве что в экстремальной ситуации, которая здесь возникает как нельзя кстати. Это вуайеристское время в духе «Окна во двор» Хичкока, когда в открытую, лишенную прайваси жизнь врываются незапланированные трагедии, которые все меняют;
— Содерберг из тех режиссеров, которые не боятся включать в свои фильмы злободневность. Когда коллега из Румынии Мариус называет Анджелу по видеосвязи «горячей штучкой», а она ему отвечает, что в Америке так давно уже не принято обращаться к женщинам, он отшучивается, что в его стране #MeToo не будет еще лет пятьдесят. Анджела в ответ только пожимает плечами;
— хотя Содерберг в чем-то даже любуется этим стерильным миром, где люди стали приложениями к компьютерам, запертыми в своих квартирах-клетках, мораль все равно сводится к старой доброй мысли — как важно иметь хороших соседей;
— наверное, такой должна была получиться прошлогодняя неудачная «Женщина в окне», жаль, ее не снял Содерберг.
Минусы:
— очень мало на экране отличной комедийной актрисы Риты Уилсон, которая играет начальницу отдела безопасности.
Фото: HBO Max