Кино эпохи Трампа: «Битва за Землю» оказалась скорее антиутопией, чем сайенс-фикшном про пришельцев
Последний фильм Руперта Уайатта, больше всего известного по «Восстанию планеты обезьян», провалился еще в марте в американском прокате (и всего собрал в мире 8,5 млн долларов), возможно, из-за путаницы в зрительских ожиданиях и реальности.
Во-первых, в отличие от большинства голливудских фильмов о вторжениях инопланетян «Битва за Землю» (в кинотеатрах с 27 июня) показывает нашу планету уже давно захваченной внеземной цивилизацией — действие происходит через девять лет после «первого контакта». То есть люди в этой битве давно проиграли, а многие и смирились.
Во-вторых, фильм Уайатта больше похож на «1984» или даже «Судную ночь», чем на «День независимости» — это антиутопия о жизни в тоталитарном обществе, а не ура-боевик о победе «наших» над «не нашими».
Итак, меняющие форму колючие твари, выглядящие так, будто их облепили морские ежи, победили, создали как минимум в Чикаго, Париже и Пекине закрытые зоны, выселив из них местных жителей (то есть повели себя как рейдеры). Население поделилось на коллаборационистов и повстанцев — Уайатт не тонко намекает на разделенное политикой общество, победившая половина которого перестала соблюдать приличия и открыто преследует вторую.
Повстанцы, нашедшие способ избавиться от жучков, с помощью которых инопланетяне контролируют землян (жучки тут настоящие, живые, и их после удаления тут же скармливают крысам), планируют взорвать вражью верхушку, редко выбирающуюся из своей спецзоны. Старый грузный полицейский Уильям Маллиган (Джон Гудман) устало ловит революционеров — особенно неприятно, что среди них есть сын его бывшего напарника. То ли бывшая, то ли по-прежнему нынешняя жена (Вера Фармига) с загадочным видом говорит Маллигану: «Бойся данайцев, дары приносящих» (а все потому, что раньше преподавала историю) — эта крылатая фраза Вергилия выстрелит в финале, но к тому времени любому зрителю станет понятно, что речь тут вообще не об инопланетянах.
Когда два с половиной года назад президентом Америки стал Дональд Трамп, затролливший в твиттере едва ли не все дорогие сердцу свободного американского человека демократические институты и свободы, стало понятно, что как минимум искусство снова станет острым, социальным и протестным. «Битва за Землю» с ее обреченным существованием под пятой диктатуры в начале и отчаянными попытками защитить свою свободу ближе к финалу передает ощущение, когда чувствуешь себя пленником в собственной стране. Жаль, у такого социального кино меньше поклонников, чем у экшн-фильмов про перестрелки в космосе. Особенно у нас, где жизнь и так достаточно непроста, чтобы еще смотреть кино о социальной несправедливости за собственные деньги.
Фото: Capella Film