Ярослав Забалуев

«Кольца власти» развивают мысли Толкиена о происхождении зла в Средиземье и не только там

2 мин. на чтение

Далеко не всем, надо полагать, известно, что Черный властелин — это не конкретный человек, а титул. До Саурона, знакомого всем читателям и зрителям «Властелина колец», эту должность занимал Моргот, при котором Саурон служил военачальником. Дело было за несколько тысяч лет до появления на свет Бильбо, Фродо, Арагорна и других любимых персонажей. Войну с Морготом возглавили эльфы, люди частично сдались злодею.

Спустя много веков после начала боев Моргот пал, а Саурон удалился набираться сил перед следующим ударом. Многочисленные королевства стали возвращаться к мирной жизни, однако Галадриэль (Морвет Кларк) поклялась над телом погибшего брата, что сразит Саурона, от руки которого брат и погиб. Пока эльфийская принцесса в одиночку, без армии, рыщет по свету, в местах расселения предков хоббитов мохноногов падает с неба огненная комета, которая оказывается голым мужчиной с бородой. Человек (если это человек) не очень умеет разговаривать, зато проделывает фокусы со светлячками, превращая их в подобие звезд, и сводит дружбу с девочкой Элинор Брендифут. Примерно в это же самое время в одном из поселений людей объявляются орки, противостоять которым приходится дозорному эльфу Арондиру (Исмаэль Круз Кордона) и его возлюбленной человеческой женщине Бронвен.

Это далеко не все события, которые можно увидеть в первых двух сериях сериала «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon, самого дорогого в истории с точки зрения затрат на один эпизод. «Кольца власти» моментально взбесили зрителей, возмущенных тем, как мало отношения события на экране имеют к каноническим толкиеновским текстам. Это действительно не просто экспозиция, а полноценная новая история, сочинение которой, однако, можно счесть кощунством только в случае недостаточного знакомства с наследием Дж. Р. Р. Толкиена.

К концу жизни Толкиен, очевидно, пришел к тому, что Средиземье — не просто сказочное пространство, иллюстрирующее одну отдельную метафору. Саккумулировав свои знания об истории и культуре человечества, профессиональный филолог Толкиен создал мир, явно способный существовать и развиваться за пределами трехтомной эпопеи и предшествующей ей сказки про Бильбо Бэггинса. Более того, сам писатель вплотную занялся развитием созданного мира. Свидетельством тому служат и посмертно изданный сборник сказаний Средиземья «Сильмариллион», и намерение переработать «Хоббита», расширив повествование и придав ему эпический масштаб, соответствующий «Властелину колец».

Замыслы Толкиена были настолько масштабны, что остались недовоплощенными. Однако открытость и подвижность мира Средиземья стабильно влекла последователей (отметился, кстати, на этом поприще и российский фантаст Ник Перумов с циклом «Кольцо тьмы»). Однако настоящий расцвет наступил в начале нового тысячелетия, когда технологии позволили перенести наследие Толкиена на большой экран. Питер Джексон, подобно английскому классику, не смог остановиться на «Властелине колец» и произвел по собственному усмотрению переработку «Хоббита». Теперь дело дошло и до предыстории описанных в джексоновских фильмах событий.

Преемственность здесь ощущается с первых же кадров. Сериал, как и фильмы, снимали в Новой Зеландии, а бюджет явно расписывали широко и с огоньком. Здесь и потрясающая натура, и отличная графика, и тщательная, ненарочитая работа гримеров. То же касается и основного действия. Литературные продолжения «Властелина колец» не вполне состоялись, по всей вероятности, из-за недостатка литературных способностей. Кино — это все-таки несколько иной вид искусства. Авторы сериала, к счастью, не стали пытаться превратить толкиеновский мир в Винтерфелл, здесь по-прежнему много по-настоящему сказочного. И тем не менее это полноценная заявка на киновселенную, подробнейшим образом описывающая совсем новый ее уголок, отдаленный в пространстве и времени.

О том, насколько эта попытка состоится, судить пока рано. Первые два эпизода пока не показали даже полный набор действующих лиц и оставили больше вопросов, чем ответов. Однако дождаться этих самых ответов действительно любопытно. В конце концов, на закате жизни Толкиен много размышлял о происхождении зла в Средиземье. Вполне вероятно, сюжет «Колец власти» прольет свет на эту проблему, далеко не бессмысленную и по эту сторону экрана.

Фото: Amazon Prime Video

Подписаться: