Ярослав Забалуев

Комедия «Убойный отпуск» — редкий наш сериал, в который робко вползает современная реальность

2 мин. на чтение

Современное российское кино интереснее всего рассматривать как энциклопедию методов побега от неподдающейся художественному осмыслению реальности. Этих способов уже довольно много: здесь и вечное ретро (от бесконечного «Мосгаза» до новых «Чистых»), и более или менее кособокие трэш-триллеры («Калимба», «Черное облако»), и киносказки («Летучий корабль», «Бременские музыканты»). Царицей полей, впрочем, все равно остается комедия — жанр, сам собой предполагающий вопрос «А что случилось?». По крайней мере в подтексте.

Герои «Убойного отпуска» от Kion — супруги Люба (Анна Михалкова) и Рома (Александр Робак), которые летят в турецкий отель отмечать жемчужную свадьбу по системе «все включено». За тридцать лет в браке близость стала привычкой, а на поверхности отношения превратились в бесконечные перепалки. Единственным затруднением на пути к разводу является беременная дочка Настя (Любовь Аксенова), которая и отправила родителей в путешествие. Однако уже в самолете терпение Любы лопается, и она обещает Роме обязательно развестись сразу после рождения внука.

На месте супруги расходятся по интересам. Рома обзаводится собутыльником Витей (Степан Девонин), с которым накачивается виски, используя жалобы на судьбу в качестве тостов. Любу же берет в оборот молодой русскоговорящий турок Эмин (Алим Хоконов). Романтический юноша вешает усталой русской женщине лапшу про учебу в Минске (отсюда и хороший русский), не забывает подливать красненького, а под вечер ведет на дискотеку. Поутру проснувшийся на пляжном лежаке Рома нетвердо шагает в номер, где застает Эмина под одеялом с Любой. Вопросы о безудержном пьяном сексе быстро отступают, поскольку ухажер явно мертв и с этим надо срочно что-то делать.

Центральное трио (Михалкова, Робак, Девонин), завязка в духе «Аритмии 30 лет спустя» и общая тональность сериала настойчиво указывают на родственные связи с фильмами Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой. Ассоциации не случайны: два года назад «Убойный отпуск» назывался «Третий в постели», его режиссером значился как раз Хлебников, а сценаристкой — Мещанинова. О завершении съемок шестисерийной комедии было объявлено в конце 2022-го, но спустя полтора года имена в титрах сменились вместе с названием. Тем не менее характерное внимание к деталям, горьковатое чувство юмора и неочевидность сюжета из сериала никуда не делись. Режиссером и главным сценаристом теперь, впрочем, значится Сергей Дьячковский, который работал с Хлебниковым над сериалом «Барабашка». У режиссера в кадре есть вполне ироничное камео — роль крупного мужчины, который постоянно путается у героев под ногами и тоже собирается разводиться.

С одной стороны, «Убойный отпуск» — кино про русских за границей: Рома и Люба хотят взять от жизни все, но не в состоянии объясниться по-английски и категорически не доверяют гостиничному сейфу. С другой стороны, сюжет с приключениями трупа указывает одновременно на классический «Уикенд у Берни», недавнее «Убийство на яхте» с Адамом Сэндлером и американский сериал «Бортпроводница» с Кейли Куоко. Знакомые по западному кино элементы безупречно аранжированы для условной публики канала ТНТ, так что у «Убойного отпуска» есть все шансы стать главным народным сериалом сезона. В то же время именно комедия, повторимся, дает возможность более или менее свободно говорить про настоящее время. Нет никаких сомнений, что Люба с Ромой едут в Турцию именно сейчас — отсюда и выбор курорта, и шутка про то, что «айтишников я как-то не очень». Речь, конечно, не идет о каком-то подробном комментарии к действительности, но «Убойный отпуск» располагает уже тем, что не сопротивляется вторжению реальности. И этот отказ по привычке держать круговую оборону и предаваться отчаянию выгодно отличает проект от большей части российских кинопроектов прямо сейчас.

Легально сериал доступен на Kion.

Фото: Kion

Подписаться: