У всемирно известного пианиста Константина Зобнина (Шамиль Хаматов) пропала дочь. Пропала бесследно, прямо из ресторана в центре Москвы, где Зобнин ужинал с бывшей женой Леной (Ольга Лерман) и лучшим другом Бруно (Николай Шрайбер).
Примерно в это же самое время в частную клинику к психоаналитику Алексею (Кирилл Кяро) на прием приходит бизнесмен Владимир Нестеров (Даниил Страхов). Нестерова давно одолевают смутные желания — когда он видит маленьких девочек, у него галлюцинации и провалы в памяти. Кроме того, он боится, что о его недуге узнают конкуренты или партнеры по бизнесу. Однако психоаналитик обещает анонимность, а в Москве тем временем пропадает еще одна девочка.
Сценариста Алену Званцову знают благодаря «Оттепели» Валерия Тодоровского, однако ее истинной страстью являются по-европейски холодноватые телевизионные детективы. Лет десять назад она сделала русский скандинуар «Прощай, любимая», новый «Комплекс бога» — произведение примерно того же ряда. На этот раз источником вдохновения, правда, служили скорее основательные мини-сериалы BBC (из недавнего вспомним «Ночные вызовы» и «Час дьявола») или даже американские «Острые предметы». Это законченная история, никак не предполагающая вторых и третьих сезонов. Здесь много персонажей и как минимум две центральные сюжетные линии, которые совсем не спешат слиться воедино. Собственно, и саспенс нагнетается искрами, которые пробегают между двумя до поры до времени параллельными историями. Зритель гадает и о том, кто преступник, и о том, какая же фигура окажется в этой партии если не главной, то решающей.
С точки зрения кастинга центральным оказывается сыгранный Даниилом Страховым бизнесмен из списка Forbes. Страхов, к которому вроде бы уже прилипло героическое амплуа, в «Комплексе бога» сделал решительный и рискованный шаг. В его герое есть настоящая загадка, он почти что современный «Гражданин Кейн», к которому прямо в высотный офис в «Москва-Сити» являются призраки прошлого. Нестеров отвечает в сериале за объем и драму, которая оказывается важнее детективной интриги. Собственно финальная разгадка смотрится скорее послесловием к довольно мощно разыгранному сюжету о частном безумии и избавлении от него.
Такой будто бы ненамеренный перекос в драматургии оставляет после просмотра немного смазанное (совсем как лица в заставке сериала) ощущение. Однако «Комплекс бога» все равно явное доказательство того, что на российском материале возможны не только социальные драмы или детективное фэнтези в духе «Майора Грома». Не последнюю роль в успехе сериала играет и визуальный ряд. Москва здесь предстает красивым современным городом, очертания которого то и дело тонут в дымке, становятся немного нечеткими, загадочными. Обычно за всей этой чуть гоголевской мистикой кинематографисты ехали в Петербург (недавно это было проделано в «1703»), но оказывается, что в столице готики не меньше. Званцова и режиссер Флюза Фархшатова, кажется, даже немного постеснялись в полной мере раскрыть московский психоделический потенциал, но, вполне вероятно, в будущем мы еще получим собственный «Малхолланд драйв». Во всяком случае, в «Комплексе бога» есть эпизод, где в этом качестве уже отчасти выступает Пятницкое шоссе.
Сериал легально доступен на сервисе KION.
Фото: KION