Геннадий Устиян

«Кошки-мышки» начинаются как романтическая комедия и заканчиваются как фильм ужасов

3 мин. на чтение

У фильма, который начинается с эпиграфа от Маргарет Этвуд: «Мужчины боятся, что женщины будут над ними смеяться. Женщины боятся, что мужчины их убьют», может быть два пути — комедийный или, наоборот, трагический, и то, и другое имеет право на существование. Авторы «Кошек-мышек» (в кинотеатрах с 26 октября) решили пойти по третьему пути и совместить два жанра, превратив фильм в любопытного монстра-уродца.

Плюсы:

— опубликованный шесть лет назад в журнале The New Yorker рассказ «Cat Person» Кристен Рупеньян попал в самый центр дискуссии о том, как устроены современные свидания. Знакомясь в интернете (или, как главная героиня, 20-летняя студентка Марго в исполнении Эмилии Джонс, — дав свой номер клиенту арт-кинотеатра, где она подрабатывает, продавая попкорн и лакрицу), что мы знаем о людях, с которыми планируем встретиться и, скорее всего, переспать (это же цель встречи, да?)? Как вообще девушкам ходить на свидания с незнакомцами после просмотра бесчисленных сериалов о маньяках и чтения криминальных новостей, которыми нас ежедневно бомбит интернет? С другой стороны, вдруг неуклюжий высокий (Марго любит высоких) медбрат Роберт (Николас Браун), утверждающий, что ему 25 лет (позже выяснится, что 33) окажется тем самым классным парнем, которого Марго неплохо бы уже найти? Есть в нем что-то трогательное, что-то, что позволяет Марго чувствовать над ним даже некоторое превосходство и ждать, что он будет ей благодарен за проведенное вместе время. А если она чувствует  свое превосходство, какой к черту страх?

Режиссеру Сюзанне Фогель («Образование» и «Шпион, который меня кинул») на протяжении почти всего фильма удается балансировать между комедией и хоррором, и это как раз то, что нужно этому сюжету о свиданиях как фильме ужасов, который можно пережить, только имея чувство юмора. Роберт становится в глазах Марго то опасным маньяком, который мечтает оказаться запертым с ней в кладовке, то рослым нескладным медведем, которого хочется приласкать. В самом сексуальном влечении всегда есть доля опасности, и «Кошки-мышки» показывает эту двусмысленность идеально;

— этот баланс и хороший вкус также позволяет Фогель использовать приемы, которые у другого режиссера казались бы вульгарными и избитыми. В сцене первого секса с Робертом Марго раздваивается и начинает обсуждать происходящее со своим воображаемым двойником, которая уговаривает свою первую Марго уносить ноги из этой холостяцкой лузерской берлоги. Марго вроде бы не хочет секса, но уступает Роберту, потому что в остальном его приняла, чтобы тут же пожалеть — секс был ужасен («Видно, что он слишком много смотрит порно»), и теперь надо под каким-то предлогом избавиться от ухажера, пока отношения не зашли слишком далеко. Но Роберт уже распален, нафантазировал себе светлое совместное будущее и терроризирует любимую сообщениями (пока);

— очень смешная студентка Тейлор (Джеральдин Вишванатан) отлично справляется с ролью лучшей подруги Марго, которая дает непрошеные советы, модерирует группу «Вагенда» и уверена, что знает о жизни и месте женщины в ней все, хотя, конечно, ее знания взяты из интернета и абсолютно не имеют никакого отношения к реальности. Тейлор олицетворяет собой популярный сейчас типаж феминистской воительницы и диванного эксперта;

— всегда приятно видеть Изабеллу Росселлини, которая играет доктора Забалу, увлеченно рассказывающую о муравьином матриархате. Жаль она появляется всего в двух сценах;

— «Кошки-мышки» (оригинальное название Cat Person означает совсем другое и связано с тем, что у Роберта вроде как есть кошка, значит, он заботливый и добрый человек, но, оказавшись у него дома, Марго не находит никакой кошки) помимо прочего хорошо показывает тот нелогичный факт, что женщин часто тянет к совершенно не подходящим им мужчинам. В кино у Марго скорее интеллектуальные вкусы — она обожает артхаус вроде «Унесенных призраками». Роберт же, как типичный интровертный гик, регулярно пересматривает «Звездные войны» и вообще все с Харрисоном Фордом. Это многое говорит о том, как он обращается с женщинами — как герой-любовник, которым он не является, но свои представления о любви он почерпнул из голливудских боевиков и триллеров 40-летней давности. Поняв это, любая здравомыслящая девушка должна напрячься — Марго так и делает, только поздновато.

Минус:

— фильм смотрится прекрасно, пока длится этот хорошо натянутый над пропастью баланс между смешным и страшным. Как только фильм оступается в сторону второго, он становится рядовым ужастиком.

Подписаться: