Так уж вышло, что под конец года телеканалы и стриминговые сервисы, не сговариваясь, предложили нам целых два проекта с Джереми Реннером. Почти одновременно с «Соколиным глазом» на Paramount+ вышел «Мэр Кингстауна», который быстро стал самым успешным проектом сервиса в 2021-м.
В ответе за рейтинги сериала команда, в которую помимо Реннера входят шоураннер Тейлор Шеридан и режиссер Антуан Фукуа. Для Шеридана этот год вообще выдался исключительным. Совсем недавно он вернул на экраны Анджелину Джоли в «Тех, кто желает мне смерти», а параллельно выпустил четвертый сезон «Йеллоустоуна» с Кевином Костнером. Наконец, на минувших выходных стартовал приквел последнего из упомянутых проектов под названием «1883».
Перечисление это нужно для того, чтобы проиллюстрировать разноплановость работ Шеридана, который сделал себе имя, поставив тягучий неовестерн «Любой ценой», но до этого был и, например, сценаристом «Убийцы» Дени Вильнева. «Мэр Кингстауна» еще один яркий пример того, что сценарист отлично себя чувствует и на территориях, где мужчины не носят широкополые шляпы.
Речь в сериале идет о вымышленном населенном пункте в штате Мичиган, экономика которого строится вокруг целых семи местных тюрем. Негласными хозяевами Кингстауна значатся мужчины из семьи Макласки. Один из них, Митч (Кайл Чандлер), работает негласным мэром городка — поддерживает хрупкий порядок между многочисленными бандами и служителями правопорядка. Брат Митча Майк (его как раз и играет Реннер) небезосновательно называет местных копов самыми опасными бандитами и работает правой рукой «мэра». Младшенький Кайл (Тейлор Хэндли) идет несколько поперек семейных традиций, стараясь быть честным полицейским. Еще у братьев есть мама (Дайэнн Уист), которая работает преподавательницей истории в женской тюрьме и смотрит на деяния детей с плохо скрываемым ужасом.
Однажды ее опасения подтверждаются: Митч получает пулю, и его дела вынужденно принимает немного печальный бывший уголовник Майк. Теперь его работа от заката до рассвета включает в себя интриги, мордобой, наказание драгдилеров, сжигающих собственных детей, и кажущиеся бесполезными попытки предотвратить войну всех со всеми. Еще одной (до поры незримой) силой в городе выступает отбывающий пожизненное Майло Сантер (Эйдан Гиллен). Когда-то он пошел на сделку с правосудием: сдался с повинной, а в обмен получил возможность припрятать награбленное. Теперь, отлично чувствуя себя в камере, он пытается подчинить Майка своей воле, подослав к нему юную проститутку Айрис (Эмма Лэрд).
Шеридан всегда тяготел к многофигурным композициям, большой романной форме, которая при этом не имеет ни одного признака телевизионного мыла. «Мэр Кингстауна» тратит чуть меньше получаса на степенное знакомство с героями, а потом без всякого предупреждения действие срывается в галоп. Оторваться от происходящего на экране по-настоящему сложно, в том числе и потому, что случиться может что угодно. Это честная, крайне крепко сбитая криминальная драма — временами сентиментальная, но по степени жесткости сравнимая с «Убийцей». Есть здесь и некоторое драматургическое сходство с картиной Вильнева: даже на середине сезона отдельные герои выглядят темными лошадками, способными в перспективе перетянуть на себя внимание.
В то же время Шеридан принципиально отказывается от деления персонажей на героев и злодеев. Реннер в приуроченных к премьере интервью говорит, что всех героев объединяет отчаяние, и это редкий случай, когда столь выразительную эмоцию в разных регистрах разыгрывают отличные актеры. Если же абстрагироваться от эмоциональной стороны, то «Мэр Кингстауна» еще и детальное исследование механизмов коррупции, почти такое же подробное, каким стали «Миллиарды» для мира фондовых рынков. И то, что эта история только началась, в данном случае вселяет надежду — «Йеллоустоун» показал, что Шеридан отлично умеет работать на длинной дистанции.
Фото: Paramount+