В неназванный российский город после двадцатилетней отсидки возвращается «авторитет» Леонид Морозов по кличке ЛМ (Олег Меньшиков). За время его отсутствия город поделили между собой его бывшие коллеги по мафиозному бизнесу во главе с олигархом Осинским (Филипп Янковский). Главное их достояние — аффинажный завод, благодаря которому у каждого из отцов города в сейфе хранятся золотые слитки.
Морозов каким-то образом умудрился припрятать партию золота и теперь предлагает отдать ее Осинскому со товарищи в обмен на тщательно придуманный благочестивый поступок. Параллельно ЛМ берет в оборот молодого человека по прозвищу Цыган (Федор Федотов) — угонщика и сына убитого сотрудника завода. Леонид Максимович обещает юноше раскрыть тайну смерти папы и объясняет, что цель у них теперь одна — отомстить зарвавшимся провинциальным мафиози.
Иногда в процессе работы замысел претерпевает головокружительные перемены. Так сериал с рабочим названием «Гнать» превратился в «Прелесть». Комплиментарное слово написано алыми буквами, а значит, рождает ассоциации не с чем-то красивым, а с толкиновским Горлумом, который величал своей прелестью Кольцо Всевластья. Впрочем, речь идет о реалистическом сериале про золото, а значит, имеется в виду церковнославянское значение — обольщение, обман, прельщение. Такая семантика сгущает мрачное настроение уже на старте, и шоу Premier не обманывает ожиданий. «Прелесть», конечно, не просто криминальная драма, а попытка выковать канон русского нуара. И нет для этого жанра более подходящего актера, чем Олег Меньшиков, который на афише проекта возвышается над остальными героями в композиции, стилизованной под «Тайную вечерю».
Сыгранный Меньшиковым бывший бандит и один из отцов города Леонид Морозов не только пересмотрел в тюрьме взгляды на устройство жизни, но и приобрел навыки иконописи. Их он демонстрирует в каждой серии, подогревая интерес к тому, что же он решил изобразить на тщательно подготовленной доске. Вполне вероятно, что выбранный Морозовым религиозный сюжет будет тесно связан с его изощренным планом мести. Этот самый план рождает, конечно, уже чисто литературные ассоциации. Вернувшийся из заточения ЛМ, припрятавший перед арестом тонны золотых слитков — это, разумеется, глубинный российский Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо.
Красиво поседевший, растрепанный, украшенный шрамами и хромотой Меньшиков — сердце «Прелести». Сцены с участием актера стоит увидеть каждому, кто в принципе интересуется современным российским кино, тем более что снимается Олег Евгеньевич крайне редко. Ну а чтобы доминирующий Меньшиков не слишком утягивал «Прелесть» в чуждый широкому зрителю декаданс, ему противопоставлена целая сборная во главе с Филиппом Янковским. Ассистируют его Осинскому Игорь Черневич, Олег Васильков и Анатолий Горячев — вместе они поделили вынужденно оставленный Морозовым город и теперь морщат лбы над тем, что делать с вернувшимся из тюрьмы бывшим другом.
Каскад выдающихся и непривычно для русского кино сдержанных актерских работ создает необходимую атмосферу, компенсируя недостаток яркости в режиссуре. За разборками взрослых наблюдать интереснее, чем за метаниями молодых, пружина сюжета сжимается туго и обещает эффектные взрывы ближе к финалу. Надежду на это обещает и коллектив продюсеров, работавших над «Реальными пацанами» и «Батей» — эти люди явно хорошо знают, что нужно зрителю. Ничего смешного, впрочем, ждать не стоит — времена сейчас не те.
Сериал «Прелесть» легально доступен на Premier.
Фото: «Premier»