, 2 мин. на чтение

Кровь, пот, грязь, обман и жестокость — вот фундамент США по версии «Первозданной Америки»

Сара Роуэлл (Бетти Гилпин) и ее сын Девон (Престон Мота) стремятся попасть в город Крук-Спрингс, что в штате Миссури. На дворе 1857 год, перед путешественниками раскинулась враждебная Юта. Нынешнюю Мекку современных мормонов в те времена раздирали на части междоусобицы индейцев, федеральных войск и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которую возглавлял Бригам Янг (Ким Коутс).

Первой остановкой на пути Сары и Девона становится форт, которым руководит хитрый Джим Бриджер (Шей Уигэм). Здесь путешественники впервые пытаются нанять в провожатые воспитанного индейцами следопыта Айзека Рида (Тейлор Китч). Испещренный шрамами бородач отказывается, так что Сара упрашивает о сопровождении экспедицию под руководством молодого мормона Джейкоба Пратта (Дейн ДеХаан). Однако на одной из первых стоянок караван атакуют неизвестные, Пратта скальпируют, а Сара и Девон бегут прочь и вновь сталкиваются с Ридом. На этот раз хмурый траппер соглашается доставить их до места. Тем временем по следам женщины с ребенком идет охотник за головами Верджилл Каттер (Джай Кортни).

«Первозданная Америка» уже второй сериал, снятый для Netflix режиссером «Хэнкока» и «Глубоководного горизонта» Питером Бергом. Первым был «Побочный эффект: Смерть» про опиоидную эпидемию, теперь ставки несколько выросли. Новая работа Берга — брутальный неовестерн, эпический по духу и визуальному ряду. Кадр еле вмещает живописные просторы, почти все мужчины носят демонстративно нечесаные бороды. По части внешнего вида героев гримеры даже немного перестарались — временами суровость здешних мужиков непредумышленно уходит в комедийный спектр.

Берг рассказывает, что толчком для разработки «Первозданной Америки» стало изучение резни в Маунти-Медоуз — того самого налета из первой серии. В результате нападения так называемой мормонской милиции тогда погибли 120 человек, включая женщин и детей. Над сценарием Берг работал вместе с Марком Л. Смитом, который написал «Выжившего» для Алехандро Гонсалеса Иньярриту. И родства с фильмом, принесшим «Оскар» Леонардо ДиКаприо, «Первозданная Америка» ничуть не стесняется. Без эпизода с медведем обошлось, но в целом все выполнено с тем же размахом и свирепостью. Берг, впрочем, идет дальше и вводит в сюжет множество ярких персонажей. Все они нужны для того, чтобы аранжировать центральное путешествие Сары и Девона — для шести серий одного его было бы маловато.

Все проекты Netflix после прошлогоднего «Рипли» резко отличаются от сериалов последних лет в плане изображения. «Первозданная Америка» тоже дорогое, престижное телевидение. Проще говоря, это очень красивое и очень кровавое шоу. С точки зрения драматургии на шесть серий запала у Берга все-таки не хватает. Он путается в героях, многие из которых, несмотря на живописную внешность, нужны только для заполнения бескрайних пейзажей. Хорошие актеры вроде ДеХаана в итоге так толком и не получают возможности раскрыться. С другой стороны, «Первозданную Америку» стоит смотреть ради Бетти Гилпин — прекрасной актрисы с фантастической мимикой. Занятно, что ее линия ближе к финалу окончательно превращается в парафраз сюжета второго «Терминатора» — благо, что и там героиню звали Сарой.

С исторической и политической точек зрения сериал Берга — своего рода анти-Тейлор Шеридан («Землевладелец», «Йеллоустоун»), который год баюкающий своими неовестернами консервативных американцев. «Первозданная Америка» — это удар с левого фланга, рассказ о прошлом страны, в котором нет ни одного безусловно положительного героя. Кровь, пот, грязь, обман, жестокость — вот фундамент США по версии Берга. Впрочем, до нигилистских высот «Кровавого меридиана» Кормака Маккарти сериал все же не дотягивает — в финале растревоженного и утомленного зрителя успокоят печальной, но все же мелодрамой.

Фото: Netflix