, 2 мин. на чтение

Майкл Дуглас охмуряет французов: почему не стоит недооценивать сериал «Франклин»

Доктор Бенджамин Франклин (Майкл Дуглас) в 1776 году прибывает в Париж подобно рок-звезде. Карету, в которой пожилой отец-основатель США едет со своим внуком Темплом (Ноа Джуп), обступают горожане, уверенные в том, что именно Франклин изобрел электричество. Некоторое время помариновав публику, старик эффектно выходит в народ и купается в комплиментах.

Французское правительство настроено гораздо менее радушно. Оно и понятно: Франклин приехал просить поддержки в идущей на американском континенте войне за независимость от Британской империи. Дело затратное и опасное, так что министр иностранных дел Шарль Гравье Вержен (Тибо де Монталбер) встречается с гостем в атмосфере строгой таинственности. Однако «печатник из Пенсильвании» (так себя аттестует сам герой) считает дипломатию долгой шахматной партией и действует по обстоятельствам. В частности, заводит платонический роман с Анной-Луизой Брийон де Жуи (Людивин Санье) и мало-помалу воспитывает внука, в котором видит своего преемника.

2024-й стал для Apple TV+ годом исторических проектов. Недавно закончился «New Look» про Диора и Шанель на фоне Второй мировой, параллельно с «Франклином» продолжается и «Охота на человека» об убийстве Авраама Линкольна. «Франклин», пожалуй, на этом фоне наиболее помпезная постановка — съемки проходили непосредственно в Версале. Над созданием шоу работала заслуженная команда: сценаристы Говард Кордер («Подпольная империя») и Кирк Эллис, в 2008-м собравший урожай «Эмми» за сериал про другого отца-основателя — второго президента США Джона Адамса. Режиссером стал Тимоти Ван Паттен, на счету которого работа над «Игрой престолов», «Кланом Сопрано» и другой современной телеклассикой.

Ожидания от «Франклина», таким образом, оказались несколько завышенными — об этом, во всяком случае, говорит крайне сдержанная критика. Сериал действительно с самого начала держит исключительно спокойную интонацию. В центре событий здесь не сверхусилие противоречивого героя и не пафосный сюжет о рождении американской нации, а тонкости придворных игр. Экранный Франклин прекрасно понимает, что напором и шапкозакидательством вальяжных французов не взять. Его стратегия заключается в том, чтобы постепенно стать частью общественного ландшафта. Он ходит на приемы и в театр, дружит с Бомарше, говорит тосты и печатает нелегальные брошюры. Лежащая в основе сериала книга Стейси Шифф называется «Великая импровизация: Франклин, Франция и рождение Америки», и немного жаль, что заглавие сериала обещает скорее всеобъемлющий байопик. В действительности это именно импровизация: Франклин действует по ситуации, без плана и по возможности скрывает свои истинные стремления за набором дежурных острот.

Создатели сериала долго выбирали актера на главную роль, и не слишком похожий на исторического прототипа Майкл Дуглас, безусловно, главная удача проекта. Дуглас на полную включает свое фантастическое обаяние, играет на полутонах, на глазах превращается из соблазнителя в хитроумного политического мыслителя. Его работа — главный повод не пропускать «Франклина» и потерпеть эпизоды, в которых актер не задействован. Остальные персонажи (за исключением, пожалуй, героини Санье) здесь свита для великолепного премьера, что обусловлено и сюжетом, действие которого разворачивается в границах светского церемониала. В сдержанности, с которой авторы описывают острые поворотные исторические события, можно при желании рассмотреть и особый резон. Панорамный взгляд на эпоху позволяет увидеть не только скучный рассказ о рождении Америки, но и попытку рассмотреть момент превращения лидера сепаратистов в лидера свободного мира.

Фото: Apple TV+