«Максин Икс» смотрится иллюстрацией фразы Бетт Дэвис «Настоящая звезда — всегда монстр»
Хотя действие третьего фильма трилогии режиссера Тая Уэста о порнозвезде Максин Минкс происходит в 1980-х, во время расцвета видеокассет, неоновых вывесок, порно и хорроров, кажется, что «Максин Икс» посвящена кинозвезде 1930–1950-х Бетт Дэвис. Во всяком случае, ее знаменитое высказывание «Ты не можешь считать себя звездой, пока окружающие не считают тебя монстром» служит тут эпиграфом, а на финальных титрах играет хит 1981 года «Глаза Бетт Дэвис», спетый Ким Карнс.
«Максин Икс» (в кинотеатрах с 11 июля) вообще хочет высказаться на тему американской мечты и быть чем-то большим, чем просто посвящением порно и хоррорам 1980-х, и местами ей даже это удается.
Плюсы:
— «Максин Икс» завершает трилогию, начатую в 2022-м арт-хоррорами «Икс» и «Пэрл» и посвященную пути амбициозной провинциальной девушки, твердо решившей добиться славы любой ценой. Биография Максин показана непоследовательно (второй фильм «Пэрл» не продолжение первого, а его приквел), но это здесь неважно — девушка с фермы Максин Миллер, мечтающая блистать на экране и взявшая порнопсевдоним Максин Минкс, скорее вневременной групповой портрет национальной истерии XX века, которая провозгласила известность высшим мерилом успеха;
— безостановочно работающая то в пип-шоу, то на съемках кино для взрослых, Максин мечтает сменить порноиндустрию на «настоящую» кинокарьеру и с блеском проходит кастинг на роль в хоррор-сиквеле «Пуританка 2». Ее даже берет под крыло нервный режиссер Элизабет Бендер (Элизабет Дебики), считающая себя «автором» и творцом, просто временно работающим в непрестижном жанре. Жуткие убийства близких друзей и коллег и внимание назойливого частного сыщика Джона Лэбэта (Кевин Бейкон, еще более роскошный, чем обычно), нанятого таинственным «Ночным сталкером», никак не дают Максин нормально работать — в общем, мы почти не видим, как проходят съемки фильма, который должен принести ей славу и деньги. В этом смысле «Максин Икс» чем-то напоминает «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, где досадные хлопоты не давали героям наконец нормально поесть;
— цитатами из знаменитых и не очень фильмов напичкан буквально каждый кадр: Максин скрывается от Джона в декорации дома Нормана Бэйтса из «Психо», а преследующий ее маньяк с ножом загримирован под печального комика Бастера Китона (задача этого персонажа — показать нам, что Максин может за себя постоять). Вообще сцена погони по декорациям разных фильмов — удачная находка в духе постмодернистских 1990-х;
— за комедию здесь отвечают Мишель Монахан и Бобби Каннавале, играющие полицейских. В этом извращенном во всех смыслах (в том числе хорошем) фильме, где преступления должны раскрывать сами жертвы, к защитникам закона можно относиться только с юмором или издевкой;
— на съемках и премьерах фильмов в «Максин Икс» в углу кадра постоянно маячат протестующие с плакатами «Голливуд торгует грехом!». Нанятые статисты с такими же транспарантами присутствовали на премьере самого фильма в Лос-Анджелесе. Гениальный маркетинговый ход — нанять людей протестовать против собственной картины, чтобы о ней лишний раз написала пресса. Так Тай Уэст показывает, что моралисты такая же часть порноэкосистемы, как и, например, возмущенные комментарии под постами в соцсетях — с ними не нужно бороться, наоборот, их нужно приветствовать и поощрять;
— действие важных сцен «Максин Икс» происходит прямо под знаменитой надписью Hollywood на лос-анджелесском холме. Уэст отсылает к нашумевшему еще в 1932-м, но сейчас подзабытому самоубийству актрисы Пег Энтуисл, которая приехала на фабрику грез и греха за славой и успехом, ничего не добилась и спрыгнула с одной из гигантских букв в пропасть. Фильм о зловещей подноготной голливудской мечты не мог обойтись без этой мрачной отсылки;
— исполнительница заглавной роли Миа Гот — настоящая звезда. Когда ее Максин говорит: «Вы еще обо мне услышите», — нет ни одной причины ей не верить. Гот проходит через весь фильм уверенной походкой женщины, которая на пути к цели разорвет кого угодно;
— в общем, «Максин Икс» — своеобразный ремейк (или это посвящение?) «Преступлений по страсти», снятых Кеном Расселлом в 1984-м. В этом фильме проститутку Кэтлин Тернер преследует озабоченный искоренением греха священник с вибратором вместо ножа. Борца за нравственность играет Энтони Перкинс — спустя четверть века после «Психо». Учитывая отношения «Максин Икс» с «Психо», история закольцовывается красиво;
— в «Психо» главный герой, убийца Норман, переодевался в свою мать и убивал «от ее имени». Подавленная властными религиозными родителями сексуальность, выливающаяся в насилие в зрелом возрасте — важная тема и в «Максин Икс», где героиня должна буквально, физически расстаться с прошлым, чтобы добиться своего. Кинематографисты всегда возвращают моралистам этот аргумент о природе «греха», но это не помогает и конфликт длится до сих пор — возможно, и будет продолжаться, пока представители всех поколений не пройдут через кабинет психотерапевта (что, конечно, маловероятно).
Минус:
— если вы терпимо (а лучше хорошо) относитесь к зрелищу пронзенных каблуком мужских гениталий или раздавленного автопрессом человеческого тела, чьи жидкие останки потом слизали собаки, чтобы не оставлять улик, этот фильм для вас. И все же, несмотря на замах высказывания и прекрасных актеров, все равно есть ощущение, что смотришь «Пуританку 2», а не новый «Все о Еве» или «Бульвар Сансет», ну вы понимаете, о чем я.
Фото: «Вольга»