«Маленькие пташки» оскорбят ваш хороший вкус, но кому он нужен, если невозможно оторваться?
Люси Сэвидж (Джуно Темпл) получает сперва рекомендации психоаналитика, потом револьвер из рук папы, садится на большой корабль и плывет из свингующего Нью-Йорка в одно из самых замечательных и диких мест на свете — Танжер 1950-х.
Формально она едет сочетаться законным браком с юным аристократом Хьюго Кавендишем-Смитом (Хью Скиннер), за которого ее выдает предприимчивый отец. По взгляду распахнутых и очень внимательных глаз видно, что девушка созрела и жаждет отдаться будущему супругу, которого в свете своих желаний явно несколько идеализирует. Масла в огонь подливает попутчица, которая в один из вечеров плавания рассказывает о незабываемом оргазме, который пережила во время казни русского преступника в Париже. Хьюго тем временем пытается выяснить отношения со своим любовником — арабским принцем Адамом, который призывает бежать в Египет, где вроде бы разрешены однополые браки. Вскоре после прибытия еще не разобравшаяся что к чему Люси встречает Шерифу (Юмна Марван) — проститутку, которая за большие деньги порет французских дипломатов в международной зоне и явно тоже жаждет лучшей участи. До поры за всем происходящим наблюдает глава французской миссии (Жан-Марк Барр), у которого по поводу всего происходящего явно свои планы.
Вышеизложенный сюжет не случайно выглядит не сплошным, а сшитым из множества новелл. В основе сериала «Маленькие пташки» — одноименный сборник рассказов Анаис Нин, женщины героической судьбы, любовницы автора «Тропика Рака» Генри Миллера и феминистской иконы. Имеющие вроде бы автобиографическую основу новеллы были изданы уже после смерти писательницы в середине 1970-х и не на шутку всколыхнули читателей. Проза Нин транслировала женский взгляд на эротику в литературе, подчеркнутый сочетанием с заслуженным именем. Экранизации эти рассказы ждали еще несколько десятков лет, и теперь снятый по ним сериал, вышедший в разгар обсуждений уместности фемоптики, удостоился преимущественно ругани. Видимо, от «Пташек» (сценарий и постановку которых тоже осуществили женщины) ждали какого-то свежего взгляда или хотя бы напоминания о том, что пресловутая фемповестка возникла отнюдь не вчера.
Ничего подобного в сериале действительно нет. Более того, он с первых же кадров производит совершенно издевательское впечатление. Режиссер Стейси Пассон и сценаристка София Аль-Мария, в сущности, превратили прозу Нин в то, чем она сегодня и является. Это фривольный декамерон, раскрашенный в анилиновые цвета раннего цветного кино, эффект которого усилен нынешней цифровой резкостью. С точки зрения психологической достоверности герои здесь существуют в регистре порнофильма с сюжетом — или терпкого похабного (но очень смешного) анекдота. Здесь есть БДСМ-бордель, похотливый бармен (который не тот, за кого себя выдает — привет, «Касабланка») и блондинка, мечтающая расстаться с невинностью. На фоне тараторит горластый шансонье и угрожающе прогуливается Жан-Марк Барр в мундирчике.
Это, конечно, произведения за пределами так называемого хорошего вкуса, но кому он нужен, если от этого зрелища невозможно оторваться все шесть серий? Ближе к концу постановщица окончательно слетает с катушек. Даже вызывающая сцена, в которой Жан-Марк Барр сует Джуно Темпл в рот жареную птичку-овсянку, кажется лишь увертюрой к финальной вакханалии. Все вместе это странным образом напоминает провалившийся шедевр Зака Снайдера «Запрещенный прием». Там тоже полураздетые девицы творили черт-те что (в «Пташках», впрочем, обошлось без паровых фашистов-зомби), но на круг безумие складывалось во вполне стройное высказывание. В обоих случаях оно в общих чертах одно и то же — какими бы хитрыми ни были мужчины, девочки всегда побеждают, потому что понимают друг друга без слов и умеют, если что, стрелять из базуки.
Фото: WARP FILMS