, 2 мин. на чтение

«Мама мафия» из тех пародий на «Крестного отца», которые оскорбляют ваш разум

Больше полутора десятилетий назад режиссер Кэтрин Хардвик, до сих пор редкая женщина в привычно мужской профессии, настолько потрясла зрителей своим пониманием подростковой психологии и аутсайдерского отношения к жизни в фильмах «Тринадцать» и «Короли Догтауна», что получила предложение запустить одну из главных девичье-тинейджерских кинофраншиз в истории кино «Сумерки», ставшую международным блокбастером.

При других обстоятельствах (например, наличии хорошего сценария) история ее последней картины «Мама мафия» (в кинотеатрах с 11 мая) — обычная американка благодаря причуде деда-итальянца становится главой мафиозного клана — могла бы стать основой отличного фильма в духе «Замужем за мафией». Поэтому начнем с приятного, с плюсов.

Плюсы:

— идея фильма про среднестатистическую американку, которая терпит унижения начальников-мужчин на работе, измены мужа дома, со слезами провожает сына в колледж (то есть оставила материнские заботы позади) и узнает, что ее итальянский дедушка-мафиози умер и оставил ей бизнес — хорошая затравка для комедии положений. Кристин (Тони Коллетт) прилетает в Рим, где ее, конечно же, встречает Моника Беллуччи (если верить Голливуду, в Италии вообще больше никто, кроме Беллуччи, не живет) в роли Бьянки, доверенного генерала деда. Обе должны разобраться с убийцами главы клана Бальбано — семьей Романо, при упоминании которой охранники Кристин и Бьянки смачно плюют в камин. У Кристин, впрочем, совсем другие цели — как можно скорее положить конец своей трехлетней сексуальной засухе практически с первым же попавшимся в аэропорту итальянцем Лоренсо, и он, конечно, окажется совсем не тем милым производителем пасты (в этом фильме все итальянцы производят или пасту, или вино, во всяком случае те, которые не убивают людей), за которого себя выдает;

— в последние годы одна из самых востребованных в современном кино актрис Тони Коллетт сыграла свои самые яркие роли в сериалах («Лестница», «Части нее», «Сила»), но и в кино ее участие помогает повысить уровень материала — в случае с «Мамой мафией» очень поверхностного;

— «Мама мафия» интересно противопоставляет женский взгляд на кино давно принятому мужскому с его культурной иерархией. Когда члены клана Бальбано начинают восхищаться «Крестным отцом», Кристин честно признается, что никогда не могла его осилить до конца — слишком уж он длинный. Тем не менее Кэтрин Хардвик не устает цитировать бессмертный фильм Копполы, например в сцене расстрела похоронной процессии, где фрукты так же падают на мостовую и катятся, как в сцене покушения в главной картине о мафии. И все же поэтика преступности Кристин не близка не только как женщине, но и как представительнице другого поколения и культуры — тут не меньше отсылок к «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт, чем к кино об итальянцах. Эта туристическая и подчеркнуто женская повестка начинает забивать собой восхищающуюся насилием мужскую — так нам говорят, что движение #MeToo не прошло бесследно.

Минусы:

— «Мама мафия» упивается всеми стереотипами об Италии. Весь фильм герои едят спагетти до отвала, пьют вино и убивают конкурентов. Итальянцы регулярно восстают против такого изображения себя в американских фильмах, но, как видно, тщетно;

— местами фильм оказывается оглушительно вульгарным, и речь идет даже не о сцене, где Кристин оголтело и с явным удовольствием выдавливает глаза бандиту каблуком — такие сцены как раз удачно уравновешивают общую слащавость этой дамской в худшем смысле слова картины.