Далекая-далекая галактика, сорок с лишним лет назад придуманная Джорджем Лукасом, как известно, переживает не лучшие времена. «Последний джедай» Райана Джонсона два года назад разозлил фанатов, ожидания от девятого эпизода несколько занижены.
Вроде бы падают даже продажи игрушек, посвященных знаменитой франшизе — дело неслыханное. Однако империя Disney, которой принадлежат права на «Звездные войны», так просто сдаваться не собирается. Спин-офф-сериал «Мандалорец», рассказывающий о событиях, происходящих после оригинальной лукасовской трилогии, стал флагманом нового стримингового сервиса Disney+ (в России он пока недоступен). И как ни удивительно, у сериала есть все шансы вернуть легендарному киномиру утраченные было позиции.
Если у руля перезапущенных «Звездных войн» встал человек из телевизора Джей Джей Абрамс, то «Мандалорцу» подарил жизнь режиссер большого кино — Джон Фавро. И это сразу бросается в глаза — даже на уровне изображения. Первые две вышедшие серии дают завязку. Грозный наемник-мандалорец (Педро Паскаль), никогда не снимающий шлем и не выпускающий из рук оружия, получает задание найти некое 50-летнее существо. Им оказывается младенец, сердце воина смягчается, и он решает повременить с выполнением заказа. Это лишь сюжет сам по себе, однако вся соль проекта в том, как одновременно бережно и вольно Фавро поступает с лукасовским каноном.
Поклонники «Звездных войн» моментально ощутят себя дома, хоть действие и происходит где-то на окраинах бывшей Империи. Здесь и бары, наполненные причудливыми инопланетными чувырлами, и бластеры, стреляющие с характерным звуком, и похожие на футуристические консервные банки дроиды (одного из них озвучил Тайка Вайтити). На уровне самой текстуры изображения «Мандалорец» снят и смонтирован таким образом, чтобы по спине любого уважающего себя гика каждые три минуты бегали счастливые мурашки. В то же время, если вы никогда не погружались в эту вселенную, вас ждет идеальная точка входа. «Мандалорца» легко полюбить без всяких вводных: за теплые цвет и свет, за изобретательный грим, за мягкий, чуть старомодный ритм. В конце концов, тут есть великий Вернер Херцог, сыгравший загадочного человека, по заказу которого герой отправляется в приключение. Баварский режиссер редко появляется на экране, но каждый выход крепко оседает в памяти — достаточно вспомнить русского каторжанина из первого «Джека Ричера», где Херцог рычал не только по-английски, но и по-русски.
Впрочем, едва ли не главное, что удалось здесь Фавро — ощущение осязаемости происходящего на экране. Это то самое свойство, которое и сегодня способно навсегда влюбить новичка в «Звездные войны» при просмотре «Новой надежды», вышедшей, напомним, в 1977 году. И именно этого не хватает в умных и талантливо придуманных фильмах, снятых и спродюсированных Абрамсом. Есть, впрочем, у сериала и более объяснимые достижения. «Мандалорец» впервые выходит достаточно далеко за рамки саги о семействе Скайуокеров, вокруг которого так или иначе вертелись все полнометражные эпизоды, включая спин-оффы «Изгой» и «Хан Соло». При этом парадоксальным образом, сбежав подальше от магистральной истории, Фавро удалось, как он и обещал перед премьерой, вернуть «Мандалорца» к лукасовским истокам.
Если чуть-чуть абстрагироваться от фантазийного сеттинга, «Мандалорец» работает с канонами вестерна и самурайского кино, на которые опирался в свое время и Лукас, вдохновлявшийся «Тремя негодяями в скрытой крепости» Куросавы. В сериале есть пьянящий и бодрящий дух классического приключенческого кино, чувство, что где-то за пределами привычной среды обитания есть огромный неизученный мир. И мир этот требует подробнейшего исследования — второй сезон «Мандалорца» уже запущен в производство.
Фото: Lucasfilm Ltd.