, 2 мин. на чтение

«Маньячелло» о бурятском убийце-библиофиле смешнее и живее всех наших «Чикатил»

Русское кино, конечно, все выше поднимается с колен, но продолжает отпугивать зрителей уже на уровне названий. Ну чего, скажите на милость, хорошего ждать от сериала с заглавием «Маньячелло»?

То ли это новое реалити-шоу (в смысле бреда нынешнее телевидение способно на многое), то ли что-то вроде «Бабушки легкого поведения»…  Ни тот ни другой вариант не способны, кажется, привлечь вменяемого зрителя, настроенного на осознанное потребление художественной продукции. И тем не менее это именно тот случай, когда оправданным скепсисом стоит пренебречь, поскольку речь идет об одном из самых занятных и самобытных русских телепроектов сезона.

Патологоанатом Тимофей (Владимир Барташевич) — один из самых незаметных жителей бурятской деревни Сосновка. Молчаливый, скромный, небритый, седеющий юноша служит в местном морге и старается избегать лишних контактов с односельчанами. Темперамент, однако, как водится, обманчив: в свободное от работы время Тимофей для души убивает людей. И не просто убивает, а превращает в «иллюстрации» — инсталляции, вдохновленные русской литературой. Местного рэпера, например, вешает в гостинице, как Есенина, а пожилую работницу кредитной конторы рубит топором в темечко по Достоевскому. Проблема в том, что ни жители Сосновки, ни полуграмотные полицейские не понимают величия замысла. От этого у Тимофея иссякает вдохновение и учащаются приступы тоски. Но вот однажды, после того как герой разложил на облитых маслом железнодорожных рельсах электрика с отрезанной головой, ему улыбается фортуна. Расследовать убийство из райцентра прибывает следователь Ольга (Ася Касьянова) — красивая, а главное, начитанная девушка, быстро считывающая маньячьи литературные аллюзии. Вдохновленный Тимофей понимает, что нашел родственную душу, и начинает думать, как бы половчее открыться тайной возлюбленной. Ну а дома за его метаниями наблюдает пристегнутая кандалами к печке и отчаянно влюбленная в него Маша (Татьяна Нежельская), которую Тимофей когда-то так и не повесил на манер Марины Цветаевой.

Сразу скажем, что у «Маньячелло» те же проблемы с завязкой, что и у большинства российских сериалов. Поначалу кажется, что продюсеры ТНТ то ли промахнулись, а то ли и вовсе сбрендили, решив продюсировать бурятскую вампуку. Однако быстро становится понятно, что сериал придуман намного тоньше, чем кажется, а сделали его люди как минимум образованные. Призраки «Декстера», «Последователей» и «Дома, который построил Джек» маячат здесь неспроста и совершенно сознательно. Режиссер и сценарист Жардал Бадмацыренов (он же сыграл одного из полицейских) не копирует формат и не ворует идеи, но вступает в открытый диалог с предшественниками. В итоге бурятский маньяк-библиофил оказывается смешнее и живее любого из своих российских коллег, от «Хорошего человека» до «Чикатило».

Бурятский колорит и сам по себе выглядит свежо, но «Маньячелло» показывает, что за пределами изрытых вдоль и поперек столичной и условно провинциальной территорий — огромное поле, вполне пригодное для кинематографической жизни. Место действия освобождает авторов от тяжкого груза исследований русской души. Вместо этого сериал предлагает бойкий и причудливый разговор о современности — про блогеров и коррупционеров в частности, так точно у нас не снимали, возможно, никогда. Сериал избегает этнографии, бросая зрителя в пучину незнакомой, не очень приятной, но, безусловно, интересной жизни. В поисках таких региональных проектов, кстати, постоянно находится Netflix.

Этот сериал, разумеется, выглядит чуть дешевле соседей из эфира ТНТ, но по степени непредсказуемости и изобретательности способен дать любому из них серьезную фору. И не в последнюю очередь привлекательность проекта построена на бесстрашном понимании того, что если еще недавно русская жизнь описывалась коротким словом «жесть», то теперь место определения заняло не менее емкое «дичь».

Фото: телеканал ТНТ