Ярослав Забалуев

«Месье Спейд» залег на дно во Франции, но бывших детективов не бывает

2 мин. на чтение

Частный детектив Сэм Спейд в 1955 году отправляется из Сан-Франциско во французскую деревеньку Бозуль, потому что привык держать слово. Он пообещал скончавшейся знакомой Бриджит О’Шонесси отвезти ее дочь к отцу Филиппу Сент-Андре. Папаши на месте не оказывается, однако Спейд знакомится с Габриеллой (Кьяра Мастроянни), которая вскоре становится его женой.

Спустя восемь лет Спейд — импозантный вдовец, 15-летняя дочка Бриджит Тереза (Кара Боссом) живет в монастыре. По деревне ползут слухи, что ее бедовый отец возвращается в город, и вскоре в монастыре при невыясненных обстоятельствах гибнут несколько монахинь. Сэму приходится вспомнить о старых навыках.

Создатель «Месье Спейда» и вообще главное лицо в проекте — Скотт Фрэнк, сценарист не только «Особого мнения» и «Вне поля зрения», но и фильма «Марли и я». Все это говорит о том, что автор он исключительно разноплановый, но тяготеющий к эмоциям, свойственным нуару. Квинтэссенцией творческого метода Фрэнка стал хитовый сериал четырехлетней давности «Ход королевы», где смешались нуар, мелодрама, холодная война и шахматы. От этого микса зрители и критики сошли с ума, так что к следующему проекту Фрэнка требования и ожидания были крайне высоки. И Скотт пошел с козырей, предложив миру вольное продолжение романа Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол». Оттуда в сериал перекочевал не только центральный герой, но и скончавшаяся за кадром аферистка Бриджит О’Шонесси. Главный же риск заключался в том, что «Месье Спейд» продолжает не только (и не столько) роман, сколько его классическую экранизацию, сделанную Джоном Хьюстоном. Клайву Оуэну таким образом была предложена конкуренция с самим Хамфри Богартом, который сыграл детектива Спейда у Хьюстона и создал один из самых узнаваемых образов в мировом кино.

Фрэнк сделал все, чтобы обезопасить себя от возможных нападок. Сериал резко перекидывает героя во времени и пространстве. Вместо тревожного Сан-Франциско 1941-го — меланхоличная французская провинция 1950–1960-х. Войны (Вторая мировая и Алжирская) отгремели где-то за кадром. Спейда окружают виноградники, монастыри и (во флешбэках) Кьяра Мастроянни. После смерти жены он сохраняет привычку плавать в бассейне голышом и пытается бросить курить по рекомендации врача. Сэм даже научился сносно разговаривать по-французски и завел дружбу с местными жителями. Когда его настигает прошлое, заставляя вспомнить детективные навыки, он некоторое время ленится и действует скорее рефлекторно, но рефлексов хватает, чтобы показать, кто здесь главный герой.

Красота пейзажей и действие, разбитое, прыгающее из прошлого в настоящее, позволяют Фрэнку действовать предельно расслабленно. Время от времени он конструирует оммажи «Мальтийскому соколу», но делает это будто немного стыдливо — его амбиции явно простираются дальше. Из прекрасного актера Оуэна, как ни старайся, не получается Богарт — сменилась эпоха, вины Клайва здесь нет. Так что и кино получается совсем другое. Здесь нет наэлектризованной атмосферы, свойственной фильму Хьюстона, нет и жесткой, лаконичной чувственности прозы Хэммета. Если говорить о классических литературных нуарах, то «Месье Спейд» больше напоминает прозу Рэймонда Чандлера — более психологичную и в лучшем смысле слова сентиментальную. Образ сыщика Филипа Марлоу тоже больше подошел бы Оуэну — да, Марлоу тоже играл Богарт в «Большом сне», но это все-таки менее иконический образ — в конце концов, сумел же Роберт Олтман в 1970-х поставить великолепное «Долгое прощание». Характерно, что название это, кстати, прекрасно подошло бы и «Месье Спейду».

Легально сериал «Месье Спейд» доступен в «Амедиатеке».

Фото: «Амедиатека»

Подписаться: