Зыбкая грань между преступником и служителем закона и относительность наказания — давние темы в кино. Об этом целый жанр «нуара», показывающий равнодушное циничное общество, которое вынуждает людей нарушать закон.
«Мизантроп» (в кинотеатрах с 20 апреля) идет по дороге, протоптанной в начале 1990-х «Молчанием ягнят» и его менее талантливо сделанными копиями вроде «Целуя девушек» и «Клетки».
Плюсы:
— за карьерой аргентинского режиссера Дамиана Сифрона стало интересно следить после успеха его сборника остроумных броских новелл «Дикие истории» (2014), спродюсированного Педро Альмодоваром. Почти десятилетие назад фильм побил кассовые рекорды в Аргентине, так что звонок из Голливуда был неминуем, но кто знал, что он займет целых девять лет;
— Шейлин Вудли идет играть копа Элинор Фалько с травмированной психикой («Я искала в работе в полиции защиту от самой себя», — заявляет девушка, намекая на долгую утомительную борьбу с внутренними демонами). За долгие годы Вудли заняла нишу героини, которая противостоит безумию окружающего мира, противопоставляя ему здравый смысл и мудрость зрелости. В каком-то смысле она смотрится наследницей Джоди Фостер или Эшли Джадд (первая, кстати, сыграла ее начальницу в «Мавританце», вторая — мать в «Дивергенте»), так что можно сказать, что ее наконец нашел правильный проект. Бен Мендельсон тоже хорош в роли следователя ФБР Джеффри Ламмарка, которому поручено найти снайпера-одиночку, убивающего людей без всякого повторяющегося шаблона, что, конечно, затрудняет ход следствия;
— большая часть фильма держится на дуэте Фалько и Ламмарка. Агент ФБР приглашает девушку-копа расследовать вместе с ним дело, потому что ему кажется (справедливо), что она способна понять психику преступника и таким образом предугадать его действия. С такими исходными данными у Сифрона было все, чтобы сделать увлекательный психологический триллер.
Минус:
— к сожалению, когда Ламмарк и Фалько наконец выходят в своем расследовании на финишную прямую, итог может разочаровать зрителей, видевших похожие сюжеты в гораздо лучшем исполнении. Как уже понятно из названия фильма, мотивы убийцы связаны с его разочарованием в обществе и попыткой мстить случайным невезучим незнакомцам. «Люди издают столько шума, — говорит он, — а ночью горит столько огней, что не видно звезд». Не успевает Фалько оценить знакомство с родственной душой, как зритель понимает, что перед ним лишь примитивная критика общества, словно списанная из комментариев антиглобалистов в соцсетях. Критиковать общество не возбраняется и даже похвально. Подводить этот пафос как основу под банальную уголовщину — как минимум наивно, как максимум — аморально.
Фото: «Вольга»