, 4 мин. на чтение

«На вершине горы»: что делают Маск, Цукерберг, Безос и Брин, когда их никто не видит?

Автор всеми любимого сериала «Наследники» явно не любит богачей. Как еще можно объяснить тот факт, что шоураннер Джесси Армстронг после финала своего обласканного зрительской любовью и наградами шоу об интригах и драмах семьи условного Руперта Мердока снял сатиру о четырех миллиардерах, которые решают судьбы человечества. «На вершине горы» (другое название — «Маунтинхед») появился онлайн 31 мая.

Плюсы:

— «Зачем вообще работать? Создаешь крутой искусственный интеллект — и он делает все остальное», — говорит один из четырех героев «На вершине горы» Джефф (Рами Юссеф), состояние которого оценивается в 59 млрд долларов. Джефф приезжает в дорогущий и высокотехнологичный, но крайне неуютный и мрачный дом Хьюго Ван Ялка (Джейсон Шварцман), которого друзья называют «Супс» (от «Бесплатного супа» — Хьюго самый «бедный» в компании, обладатель «всего» 521 млн, отчего испытывает комплекс неполноценности). Остальные гости — давний конкурент Джеффа, самый богатый (220 млрд) из четверки, основатель соцсети Traam (4 млрд пользователей) Венис Пэриш (Кори Майкл Смит), который уверен, что его новая придумка — приложение для дипфейков — помирит израильтян с палестинцами, и инвестор Рэндалл (Стив Карелл), идеолог новых технологий и первопроходец (состояние — 63 млрд). Оттого, что действие ограничено пространством дома, а героев всего четверо, «На вершине горы» похож на концептуальный телеспектакль о жизни богов на Олимпе, и эти же правила игры делают фильм клаустрофобным, а его персонажей — оторванными от реальной жизни нелепыми фигурами, живущими в выдуманном мире;

— тема этих выходных у Супса — без женщин, обедов (чтобы прислуга во главе с поваром не путалась под ногами) и деловых разговоров, но последнее «без», конечно, тут же нарушается. Каждый олигарх приезжает, чтобы решить свою деликатную проблему. У Рэндалла обнаружили рак, и лучшие светила мира, которых он в лицо называет идиотами, дают ему при должном уходе пять лет, максимум — десять. Рэндалл очень рассчитывает дожить до того момента, когда Венис сумеет загрузить его мозг в нейросеть, чтобы продолжить жить хотя бы виртуально. Венис в свою очередь хочет купить у Джеффа его изобретение — фильтр Bilter, позволяющий отличать фейки от подлинного контента (судя по тому, как в новостях люди гибнут из-за мгновенно распространяющихся дипфейков, «лекарство от информационного рака» понадобится уже скоро). У Джеффа старые счеты с Венисом, который как-то пренебрежительно высказался о нем в очередном подкасте. Хозяин дома Супс в свою очередь сожалеет о покупке бессмысленной холостяцкой берлоги в горах Юты («Я здесь как фараон в гробнице») и не может раскрутить свое приложение для медитации («Единорог не получается»). Клубок противоположных целей приведет к жестокой развязке, которая покажет четырех товарищей, мягко скажем, не с лучшей стороны;

— не нужно быть постоянным читателем The Wall Street Journal, чтобы вычислить прототипов наших героев. В Рэндалле, цитирующем Гегеля и Марка Аврелия, угадывается то всеми уважаемый в Кремниевой долине инвестор и основатель PayPal Питер Тиль, то хозяин Amazon Джефф Безос, в Венисе есть общие черты Илона Маска и Марка Цукерберга, а Джефф — собирательный образ идеолога искусственного интеллекта Сэма Альтмана и криптовалютчика-махинатора Сэма Бэнкман-Фрида. Джефф выглядит достойнее всех, во всяком случае, он хотя бы признает, какой урон наносят людям игры миллиардеров, которые относятся к «народу» как к подопытным морским свинкам: Венис говорит Рэндаллу, что технологию загрузки его мозга в нейросеть надо сначала протестировать на мышах, а позже «на десяти идиотах» для надежности;

— есть что-то извращенно привлекательное в цинизме, с которым истинные правители мира отвечают на звонок президента США, чтобы потом обсудить возможность его свергнуть и тут же обнаружить, что в доме отключили воду. И совсем уже уморительно, когда Венис регулярно покидает друзей и уединяется, потому что врачи посоветовали ему мастурбировать каждые два часа;

— Армстронг еще смешно показывает, как люди, разбогатевшие на новых технологиях, ищут исторические параллели словно бы в оправдание, сравнивая себя с римскими императорами или шутя над объективизмом Айн Рэнд, которая была признана идеологом современного олигархата спустя десятилетия после своей смерти. «Твоего дизайнера интерьеров зовут Айн Блэнд?» — издевается, осматривая дом, Джефф над Супсом, имея в виду сразу и напыщенность, и банальность его жилища. В другой сцене Венис спрашивает у Рэндалла, считается ли тот с мнением «других людей». Под другими людьми он имеет в виду несчастное человечество, копошащееся у них под ногами буквально, учитывая, что дом стоит на горе (даже само название и дома, и фильма — «Маунтинхед» — уже является отсылкой к главной книге Айн Рэнд «Источник» — «Фаунтинхед»).

Минус:

— начавшись как бойкая остросоциальная и злободневная сатира (в общем, Джесси Армстронг своим фильмом даже слегка узурпирует функции прессы, которая должна делать достоянием общественности недостатки и махинации влиятельных людей), «На вершине горы» превращается в беспросветную драму о человеческой алчности с тупиковым финалом. Герои так и остались в своем наглухо закрытом от окружающей реальности мире, не пережив катарсиса. Но, возможно, в этом и состоит особенность времени, в которое мы живем. Больше не важно ничего — ни предательство, ни преступление, ни ложь, ни болезнь и ни смерть. Все это выглядит лишь как временное неудобство в нескончаемом процессе скроллинга ленты.

Фото: HBO