Байопики политиков, к тому же ныне живущих, не самый популярный киножанр, и объясняется это в первую очередь плохими кассовыми перспективами.
Фильм «Буш» Оливера Стоуна — одна из жертв такого непопадания в аудиторию. Выйдя в прокат 11 лет назад, картина провалилась, не попав сразу в обе категории потенциальных зрителей. Демократы не захотели выходить из дома ради фильма о ненавистном президенте, республиканцы же были уверены, что Стоун снял поклеп (что не совсем так — Буш-младший был показан вполне человечным).
«Власть» уже собрала за первый месяц американского проката вдвое больше «Буша», что неудивительно. Адам Маккей, чья предыдущая «Игра на понижение» очень смешно и умно показывала причины банковского кризиса 2008 года (и заодно получила «Оскар» за сценарий), сразу стал главным критиком жизни по-американски от кино. И «Власть» никак не похожа на пытающийся быть объективным стандартный голливудский байопик. В каждой сцене Маккей, не стесняясь, показывает свое отношение к главному герою и даже в финале спрашивает репликой другого: «И что, никого за все это не посадили?»
История жизни Дика Чейни — это 40-летняя история американской политики с середины 1970-х, когда он стал главой администрации при Ричарде Никсоне, потом конгрессменом от штата Вайоминг (не без помощи жены), при Буше-старшем — министром обороны, а при его сыне — вице-президентом и фактическим правителем страны.
Начинает Маккей рассказ с еще более раннего периода — студенческих лет в начале 1960-х, когда молодой Чейни чуть не спился, пока молодая жена Линн (Эми Адамс со знанием дела играет амбициозную супругу, олицетворение поговорки «За каждым успешным мужчиной стоит умная женщина») не ставит ему ультиматум.
Маккей играет со зрительским восприятием на протяжении всего фильма. В начале он спрашивает: «Как человек становится таким, какой он есть?», чтобы к середине пустить по экрану лжетитры после того, как Чейни из-за дочери-лесбиянки отказывается от политической карьеры и выбирает работу в частном секторе (а именно в нефтегазовой компании Halliburton, из-за защиты интересов которой он позже и развяжет войну в Ираке).
Зрители начинают смеяться, предчувствуя розыгрыш, который раскроется через пару секунд, когда Чейни позвонит Буш-младший, предложит пост вице-президента, и Чейни, конечно, согласится, смешно (в версии Маккея, конечно) споря по ночам с женой в постели цитатами из Шекспира.
Маккей использует еще несколько лобовых метафор (например, довольно подробно показанную пересадку сердца, с обретением которого давний сердечник Чейни должен по идее «очеловечиться») и в финале предъявит цифры (как вам 600 тысяч иракских подданных, убитых ради нефтяных интересов бывших работодателей Чейни?), после которых к герою нельзя относиться иначе как к государственному преступнику международного масштаба.
Как и в «Игре на понижение», Маккей пытается «объяснить политику» рядовому зрителю как можно более развлекательно. Если в предыдущей картине сложную банковскую математику пересказывала обнаженная Марго Робби в ванне и с шампанским, то тут появляется целая бригада звезд во вспомогательных ролях, от Сэма Рокуэлла в роли Буша-младшего и Стива Карелла (Дональд Рамсфельд) до Наоми Уоттс в камео телеведущей Fox News.
Маккей уже вторым фильмом занял нишу между чистым голливудским развлечением и документальным социальным кино — в некоторые моменты кажется, что сейчас выйдет Майкл Мур и начнет изобличать политиков. Поклонникам «Игры на понижение» «Власть» может показаться вторичной — Маккей использует те же приемы, только в первом фильме он разбирал причины кризиса, а во втором — изобличает конкретного человека. И все же «Власть» (в кинотеатрах с 21 февраля) — уникальный по нынешним временам фильм. Умный, но не скучный, смешной, но не легковесный, посвященный конкретному живому человеку, но показывающий его в самом невыгодном свете. Это редкое кино, которое уважает свою зрелую думающую аудиторию, а уж Кристиан Бэйл, не только поправившийся на 20 кг, но и передающий всю физиогномику Чейни до мельчайших деталей, достоин всех номинаций и наград.
Фото: Вольга