«Наполеон» Ридли Скотта: галопом по Европам
В отношениях Наполеона Бонапарта с кино произошла странная история. С одной стороны, как один из самых известных в мире исторических персонажей он появлялся в фильмах в качестве второстепенного героя бессчетное количество раз (его играли среди прочих Деннис Хоппер в «Истории человечества» в 1957-м, Йен Холм в «Бандитах во времени» в 1981-м, Владислав Стржельчик в «Войне и мире» в 1965-м и Род Стайгер в «Ватерлоо» в 1970-м).
Было много романтических фильмов и сериалов, посвященных личной жизни императора, в одном из них — «Дезире» (1954) — Наполеона даже сыграл Марлон Брандо. С другой стороны, именно основательного байопика, посвященного целиком Наполеону как человеку и исторической фигуре, толком не было давно, так что немой «Наполеон» (1927) Абеля Ганса, который все же, несмотря на хронометраж около пяти часов, только успел добраться до коронации, считается полноценным предшественником версии Скотта (как известно, Стэнли Кубрик, несколько десятилетий готовивший картину о Наполеоне, так и не смог ее снять).
Новый байопик выходит в прокат через два года после того, как французы отметили 200-летие со дня смерти своего самого популярного правителя в истории (извините, Людовик XIV), на новой волне популярности Наполеона. Во-первых, он все-таки был первым французом, поднявшимся по политической лестнице на трон почти из низов, а не по праву наследования. Во-вторых, для разных людей он олицетворяет разное: для одних перемены, прогресс и патриотизм, для других тиранию и возвращение отмененного после революции рабства.
Плюсы:
— это очень любопытный фильм, в котором интересны даже недостатки, но о них позже. Ридли Скотта упрекают в искажении многих исторических фактов, но дело также в том, что Наполеона, как любую легендарную фигуру, преследует масса стереотипов и ошибок. Например, миф о том, что он был маленького роста, стал следствием британской пропаганды — карикатуры за Ла-Маншем изображали главного врага англичан карликом, в то время как рост Бонапарта был 170 см — не то чтобы высокий, но выше среднего француза в конце XVIII — начале XIX века. Поэтому Ридли Скотт , отбиваясь от нападок историков и пуристов, часто оказывается прав, когда отвечает: «Вы там были? Нет? Свободны»;
— в конце фильма идут титры, суммирующие жизнь Наполеона в цифрах — он принимал участие в 60 с лишним боях и военных стычках. Скотт показывает частично шесть из них, среди которых главные Аустерлиц, Бородино и Ватерлоо, и подтверждает свой статус главного батального постановщика современности. Конечно, битвы не настолько масштабны, как в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, но в распоряжении советского режиссера в 1960-х были казенные статисты и костюмы, в то время как у Скотта бюджет 200 млн долларов на все про все, что в наше время обычная стоимость производства рядового голливудского блокбастера;
— в западных кинотеатрах (с 22 ноября) и у нас онлайн можно посмотреть сокращенную до двух с половиной часов версию (полную четырехчасовую обещают позже показать на Apple TV+). Понятно, что жизнь Наполеона сложно вместить в любой хронометраж, и все же даже 2,5 часа — довольно долгое кино, за это время можно сказать все, что хотелось, если, конечно, не было необходимости показать все 60 баталий;
— фильм начинается со сцены казни Марии-Антуанетты, на которой Наполеон якобы присутствовал. Историки отрицают этот факт, и не очень понятно, зачем эта деталь Ридли Скотту — показать, что будущий император еще в начале своего пути увидел, чем может закончиться абсолютная власть (как известно, с ним судьба при падении обошлась мягче)? После 24-летний капитан артиллерии Наполеон возглавляет осаду Тулона, получает повышение, становится бригадным генералом и знакомится с обедневшей и овдовевшей аристократкой Жозефиной де Богарне (Ванесса Кирби) — это событие для Скотта становится даже важнее, чем последовавшие этапы карьерного подъема Наполеона. Фильм вообще нестрого делится на две части — батальные сцены и отношения императора с Жозефиной (иногда эти части даже переплетаются — когда Наполеон прерывает египетскую кампанию и возвращается во Францию, прослышав, что жена завела любовника);
— отлично снятая коронация Наполеона, достоверно следующая знаменитой картине Жака Луи Давида. В смысле отсылок к живописи того времени у Ридли Скотта не было недостатка — Наполеон любил позировать;
— сам жанр высокобюджетного байопика о фигуре такого масштаба, как Наполеон, выглядит устаревшим в наше время стриминговых сервисов и пересмотренной истории (помните выходившую в прокат летом «Жанну Дюбарри»? Сейчас модно показывать исторические события с точки зрения куртизанки, а не короля). Но именно эта старомодность и несвоевременность «Наполеона» и подкупает — он такой один, дорогой, шумный, амбициозный фильм, который может снять только такой опытный режиссер, как Ридли Скотт.
Минусы:
— Хоакина Феникса, который уже играл у Ридли Скотта в «Гладиаторе» другого императора — Коммода, в роли Наполеона, конечно, следовало отнести к плюсам, но не получается. Понятно, что Скотт и Феникс хотят изменить традицию показа Наполеона на экране сильным самоуверенным тираном, до поры до времени добивавшимся всего, чего хотел. Феникс играет Наполеона непривычно сдержанно, неуверенным в себе, особенно в отношениях с Жозефиной. Есть ощущение, что смотришь фильм не о Наполеоне, а о том, как Наполеона играет Хоакин Феникс с его отстраненной манерой. Это самый несчастный Наполеон из всех виденных до сих пор.
В свои 49 лет Феникс играет императора и в его 20, и в 51, когда тот умер, и стоит ли говорить, что он становится убедительным в своей игре только ближе к финалу? Скотт как будто предлагает нам отстраниться от возраста своего актера, что делает происходящее на экране слегка условным, почти театральным. Но перед нами не театральная сцена;
— с Ванессой Кирби в роли Жозефины противоположная проблема. Жозефина была старше Бонапарта на шесть лет, история их романа, во всяком случае, в начале их знакомства — это история увлеченности более опытной женщиной. Кирби младше Феникса на 14 лет, и динамика отношений героев нарушена. Скотт следует голливудскому закону последних ста лет — в любовных отношениях женщина должна быть младше, даже если это противоречит исторической правде;
— но о возрасте актеров, к счастью, быстро забываешь, есть и другие проблемы. Два с половиной часа достаточно для фильма, но недостаточно для биографии фигуры такого масштаба, как Наполеон. Действие скачет по времени и сторонам света, подгоняемое необходимостью впихнуть главное. Вот мать подкладывает Наполеону в кровать Элеонору Денюэль, чтобы он все же смог зачать если не наследника, то хотя бы первого ребенка. Чуть ли не в следующей сцене он уже получает на руки младенца, и даже эта сцена длится несколько секунд, потому что нужно бежать на очередную войну. Между батальными и романтическими сценами почти нет пространства для того, что составляет саму жизнь — остаются только ее самые судьбоносные важные моменты, отчего кажется, что смотришь не историю человеческой жизни, а ее сильно сокращенный дайджест. Поэтому и Наполеон, и Жозефина выглядят в этом фильме не очень умными людьми — все, о чем они говорят, это зависимость друг от друга и ее невозможность зачать. А ведь завоевала она его не только тем, что была опытной любовницей. С Жозефиной было о чем поговорить, известно, что уже после изгнания в Мальмезон она первой завезла в страну сотни видов редких растений и экзотических животных, за что биологи Франции были ей еще долго благодарны;
— в одних случаях недостаток времени заставил Скотта погрешить против фактов (на упреки в том, что Наполеон не подходил вплотную к пирамидам, как показано в фильме, режиссер ответил: «Это был самый быстрый способ показать, что он был в Египте»), в другом он же совершенно не постеснялся показать личную встречу побежденного императора с Веллингтоном (Руперт Эверетт), которой не было;
— все это было бы мелкими придирками, но учитывая, сколько впихнуто действия в 2,5 часа, так и не ясно, кто такой Наполеон. Почему он так стремился к власти, что решил стать императором — человеком из ряда тех, которых казнили еще недавно на его памяти? Что вообще творилось в его голове? Судя по фильму, он просто пассивно двигался от победы к победе, пока, как он писал Жозефине во время отступления из пустой Москвы, «удача не покинула меня». Была ли его жизнь просто бездумным следованием этой удаче? Если все так, как показано на экране, Наполеон был очень поверхностным человеком, который едва ли заслуживает своей посмертной славы, длящейся до сих пор — по недавнему опросу, 74% французов положительно оценивают его роль в истории страны. Другой опрос в этом году показал, что нынешний президент Эмманюэль Макрон пользуется популярностью только у 26% французов.
Фото: Sony Pictures