Царская Россия и Восток, кринолины, корсеты и первое «маленькое черное платье», атмосфера дальних стран и других эпох. Уже не одно десятилетие интерес зрителей к историческим драмам не утихает, и этому есть объяснение. Многим хотя бы на пару часов хочется перенестись в те времена, которые давно минули, и узнать, как тогда жили люди. К выходу на Иви сериала «Константинополь» мы решили разобраться, чем так привлекает жанр исторических драм.
Ожившая история
Машину времени пока не изобрели, но историческое кино работает по схожему принципу. Фильмы и сериалы могут перенести в любую эпоху и оживить на экране сюжеты прошлого. Так, один из первых хитов советского кинематографа — «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна — был посвящен древнерусскому князю, одержавшему победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года.
Одни режиссеры широкими мазками рисуют целую эпоху, например, показывают Древний Рим и его нравы, как это сделал Ридли Скотт в «Гладиаторе». Другие берут конкретный эпизод, как Джеймс Кэмерон в «Титанике», который сегодня входит в десятку самых кассовых фильмов в истории.
На первых кадрах сериала «Константинополь» — тоже огромный корабль. И он везет главного героя сериала — белого офицера Сергея Нератова — в новую жизнь. В чужом мире Нератов оказывается после поражения белых в гражданской войне. Он потерял не только армию, но и жену с детьми, и единственный вопрос, который теперь стоит перед ним: «Во что мне верить? Что готовит для меня этот город?»
Другой культурный код
Перед зрителями сериала предстанет Константинополь начала XX века. Исторические драмы — способ перенестись в другую культуру. И не просто мельком взглянуть, а погрузиться в нее. Кино показывает традиции, уклад жизни, мировоззрения других народов, а зритель через них исследует чужую культуру.
Так, вышедшая в 1963 году эпическая драма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор (кстати, актриса потребовала в качестве гонорара свыше 1 миллиона долларов) переносила зрителей в Древний Египет, а культовая экранизация «Войны и мира» Сергея Бондарчука — в дворянскую Россию, о которой зрители знали только из книг и учебников истории.
Судьба забрасывает Нератова в чуждую ему культуру. Так, еще один герой драмы — Петр Саблин — дает наставление своей спутнице: «Серафима, запомни, никаких любезностей. Не вздумай улыбаться, у турок так не принято».
В сериале зритель видит целую галерею портретов, которых сегодня уже не встретить. Вот князь Константин Александрович Риад, вот баронесса, ставшая проституткой, вот бежавшие от красных белые офицеры. А еще «Константинополь» — история противостояния разных культур. «Мы покажем начало XX века, Константинополь, где наши герои, носители одной культуры, сталкиваются с представителями других наций: турками, французами, англичанами. Персонажи попадают в обстоятельства вне своей культуры, вне своей страны, которая к тому времени была разрушена, поэтому они пытаются выжить: люди ломаются психологически, у кого-то меняются цели и приоритеты в жизни. И за этим очень интересно наблюдать», — отмечал перед стартом съемок сериала режиссер-постановщик Сергей Чекалов.
Детали эпохи
Декорации исторических драм — важная составляющая успеха постановки. Они создают атмосферу, добавляют достоверности, зрелищности, масштабности. Помогают зрителю представить, каким было то время, и перенестись в него.
На площадке «Константинополя» работали исторические и военные консультанты, а съемки сериала проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге и Баку. Улицы столицы Азербайджана стали улицами Константинополя. Уже в первой серии зрители перенесутся на восточный базар — шумный и грязный. Прямо посреди лотков здесь жарят рыбу и разделывают мясо, в корзинах лежат фрукты, горками — орехи, сладости и специи, на деревянные палки нанизаны симиты. Местные торгуются за турки и глиняные горшки, а русским эмигрантам не хватает денег, чтобы купить еду.
А вот уже новая сцена и другие декорации — константинопольский госпиталь начала XX века. Один из героев сериала — доктор Бородаевский — приходит сюда в поисках позиции инфекциониста. На нем (и вот еще одна говорящая деталь) калоши не по размеру, а вокруг — склянки с лекарствами, медицинские инструменты, полки с историями болезней. Несмотря на 14-летний опыт за плечами, Бородаевского могут взять лишь санитаром. Тем не менее спутница главного врача больницы говорит: «Русские врачи — знаменитые врачи».
Яркие образы
Работа художников по костюмам впечатляет в исторических драмах не меньше, чем работа художников-декораторов. Не зря одна из номинаций престижной премии «Оскар» вручается за лучшие костюмы. В знаменитом сериале «Корона», посвященном английской монаршей семье и правлению Елизаветы II, для одного только первого сезона было создано 350 королевских нарядов. Художница Мишель Клэптон смотрела видеозаписи, архивные фотографии, изучала этапы жизни и царствования королевы.
В «Константинополе» образы героев выверены до деталей. Костюмеры проделали большую работу, ведь действие сериала происходит во временной отрезок, который не так часто встречается в российских фильмах и сериалах. С частью реквизита помогли турецкие коллеги, приславшие аутентичные предметы одежды: шаровары, зуавы, кушаки, жилетки и, конечно же, фески.
Поработать пришлось и над созданием формы британских солдат, представляющих оккупационный контингент Антанты. Ее шили в московском военно-историческом ателье, а затем специально «фактурили» ткань, чтобы она выглядела выгоревшей на солнце и видавшей виды.
Другое время, вечные страсти
С одной стороны, исторические драмы переносят во времена, которые давно прошли, и мы уже знаем, как повернулась история. С другой — они про обычных людей, чья жизнь разворачивается на фоне исторических событий. Герои влюбляются, вступаются за слабых, находят верных друзей.
«Это один из лучших сценариев, которые я читал. Он очень многослойный, в нем много линий, которые в конечном итоге пересекаются. Это объемный взгляд на проблему, которая была сто лет назад, ее уже полвека, со времен экранизации «Бега», никто толком не освещал», — отмечал режиссер сериала «Константинополь» Сергей Чекалов.
Производством сериала занималась компания «ВайТ Медиа» при поддержке Института развития интернета. Все серии «Константинополя» уже можно смотреть на Иви.
Фото: пресс-служба Иви