«Не беспокойся, дорогая»: что лучше — жить тяжело, но своей жизнью, или полегче, но чужой?
Второй после очень милого «Образования» (про двух прилежных учениц, решивших как следует оторваться) полнометражный фильм актрисы, а теперь и режиссера Оливии Уайлд, был почти погребен под таблоидными драмами, сопровождавшими его выход в прокат.
Слухи о конфликте режиссера с исполнительницей главной роли Флоренс Пью, роман Уайлд с исполнителем главной мужской роли поп-звездой Гарри Стайлзом, увольнение Шайи ЛаБафа, игравшего эту самую главную мужскую роль, пока его не заменили Стайлзом, скандал на Венецианском кинофестивале, где Стайлз якобы плюнул в другого коллегу Криса Пайна — все это одновременно работало на шум вокруг собственно картины, но в какой-то момент грозило ее затмить, увести разговор о ней в область сплетен и домыслов. «Не беспокойся, дорогая», вышедший в американский прокат 23 сентября, наконец появился онлайн у пиратов.
Плюсы:
— это очень красиво снятый фильм о замкнутой идиллической (на первый взгляд, конечно) коммуне, живущей в пустыне, так что кадр поделен на две части — яркий желтый низ земли и пронзительно-голубой верх неба (фильм снимали в Палм-Спрингсе). Костюмы и дизайн стараются не отставать от природы. Сама тема «Не беспокойся, дорогая» (экстатически счастливые домохозяйки драят квартиры и готовят индейку и мартини к приходу мужей с работы) диктовала платья и костюмы в стиле 1950-х. Яркие разноцветные машины синхронно выезжают из гаражей и едут в одном направлении в офис компании Victoria, занимающейся «разработкой прогрессивных материалов», что бы это ни значило (нежелание сценаристов вникать в род занятий героев выглядит тут не как необходимое для сценария нагнетание тайны, а как обычная небрежность и нежелание выучить матчасть, чтобы сделать фильм более убедительным);
— конечно, главная героиня Алиса Чемберс (это не единственный здесь намек на «Алису в Стране чудес») в исполнении Флоренс Пью в какой-то момент начинает чуять неладное. Эти сцены — например, где Алиса сжимает в руках одно за другим яйца из коробки и все они оказываются пустыми, как и реальность вокруг, или вдруг обматывает себя целлофаном, почти до удушья — так авторы фильма грубовато намекают на то, что она задыхается в этом искусственном мире — решены при помощи эффектных, запоминающихся сюрреалистических приемов. Ждешь, что когда начнется триллер, он будет так же хорош, как его постепенное нагнетание;
— Алиса и ее муж Джек (Гарри Стайлз) настолько счастливы и влюблены друг в друга, что по возвращении с работы он каждый раз страстно бросается на жену, отодвигая услужливо протянутый бокал с мартини. Во время куннилингуса на обеденном столе Алиса механически сбрасывает с грохотом тарелки и приборы на пол — даже те, которые совершенно не мешают сексу и до которых тяжело дотянуться. В этом преувеличенно показанном оргазме есть намек, что перед нами инсценировка, а не реальная жизнь. Или это просто плохая постановка?;
— наступает момент, когда Алиса прозревает: она живет в матрице, придуманной основателем «Виктории» Фрэнком (Крис Пайн), и даже любимый муж не готов встать на ее сторону, когда она наконец решит взбунтоваться. Перед нами «Степфордские жены» с налетом «Плезантвиля» и даже «Шоу Трумена», поэтому зритель ждет, что фильм придет к какой-нибудь интересной мысли — хотя бы потому, что планка сравнения с перечисленными картинами слишком высока, а тема не подразумевает бесконечных вариантов развития, кроме уже снятых;
— Флоренс Пью — чудесная актриса. Фильм на ней не просто держится, его продолжаешь смотреть, даже когда уже не хочется.
Минусы:
— Стайлз, конечно, старается, но он не может выдержать игру на равных с Пью (есть моменты, когда доброжелательный зритель сожалеет об уходе из проекта ЛаБафа). Актер посильнее сыграл бы Джека как большего злодея (в сценарии предпосылки для этого есть) или, наоборот, как хорошего парня, который разрывается между карьерой и любимой женщиной. Стайлз вместо этого самоустраняется, от беспомощности глядя в пол, парной игры на экране не получается, так что Пью выкручивается из нагромождения паранойи одна;
— фильм к финалу как будто прикрывает неспособность сказать что-то путное, кроме идей, проговоренных еще феминистками в 1970-х, уходя в жанр сайенс-фикшна. С киноманской точки зрения это имеет смысл — фантастика вроде «Вторжения похитителей тел» и десятков дешевых, но прелестно наивных сай-фаев была очень популярна в царящих на экране 1950-х. «Не беспокойся, дорогая», к сожалению, никак не связывает эти две традиции — феминистского триллера и сайенс-фикшна. Уайлд вроде бы хочет сказать, что мужчины готовы сделать женщин счастливыми даже помимо их воли, даже отправив их на лоботомию — не случайно она попросила Криса Пайна сыграть своего злодея как пародию на известного психолога и героя всех приверженцев «традиционных» отношений между мужчинами и женщинами Джордана Питерсона. Но и в «Степфордских женах», и в «Плезантвиле», и в «Шоу Трумена» есть законченная мысль. «Не беспокойся, дорогая» скорее похож на выкрик, после которого следует покорное пробуждение все в той же привычной, усыпляющей волю (в данном случае — художественную) реальности.
Фото: Warner Bros. Pictures