Геннадий Устиян

«Не говори никому»: Джеймс Макэвой напоминает о вреде курортных знакомств

2 мин. на чтение

Американцам (или людям, работающим для американской аудитории) европейское кино часто кажется слишком абстрактным, неточным, требующим от зрителей собственных выводов и не предлагающим четко проговоренных моральных заключений. Поэтому американские ремейки европейских картин кажутся упрощенными, как будто снятыми для детей в воспитательных целях. И хотя английский режиссер Джеймс Уоткинс вроде начинает свой ремейк датского «Не говори никому», снятого в 2022 году Кристианом Тафдрупом, как черную комедию нравов среднего класса, заканчивает он его перестрелкой в духе голливудского вестерна.

Плюсы:

— роскошное начало «Не говори никому» предполагает, что дальнейшие его события могут развиться в какую угодно сторону. Американцы Бен (Скут Макнейри) и Луиза (Маккензи Дэвис) Далтоны, переехавшие в Лондон с 12-летней дочерью Агнес, знакомятся на отдыхе в Италии с живущими в своем доме в Девоншире Пэдди (Джеймс Макэвой) и Кьярой (Эшлинг Франчози) Финн. Несколько приятных бесед за вкуснейшими обедами с пастой, и вот гостеприимные британцы приглашают новых друзей погостить у них несколько дней. Далтоны сначала не хотят ехать к людям, казавшимся им уже прошлым подзабытым курортным знакомством, но, кажется, им обоим пойдет на пользу смена обстановки и общение с людьми не их круга. Далтоны переехали в Лондон из-за работы Бена, но его уволили, новую он пока найти не может и очень комплексует оттого, что Луиза стала основным добытчиком. Что уж говорить о том, что, кажется, у нее явно была интрижка на стороне. В общем, чем разводиться, лучшие развеяться в деревне;

— в наше время очень мало фильмов пытаются говорить со зрителями на равных и предлагать всерьез обсудить современные проблемы. «Не говори никому» не боится показать столкновение двух миров: столичных «осознанных» леваков, привыкших к городскому комфорту, с совсем не следящими за словами простоватыми провинциальными жителями, защитниками традиционных ценностей, какими бы они их себе ни представляли. В первый же день пребывания у Финнов общая беседа прерывается немыми неловкими сценами — например, из-за позиции по воспитанию детей или когда Пэдди настаивает, чтобы Луиза съела кусок утки, несмотря на ее протесты, что она давно убежденная вегетарианка. У Финнов есть сын Ант, который, как утверждают родители, не говорит из-за редкого порока развития. Спустя некоторое время Далтоны с ужасом осознают, что многое из рассказанного им Финнами в Италии оказалось неправдой. Становится понятно, что этот дружеский визит закончится чем-то неприятным. Далтоны пытаются уехать, но возвращаются по глупейшей причине — Агнес забыла своего плюшевого кролика Попрыгунчика. Зрители, уже догадывающиеся, к чему идет дело, в этот момент желают героям оставить эту идиотскую игрушку, из которой их дочери и так давно пора вырасти, и бежать без оглядки;

— «Не говори никому» держится на игре Джеймса Макэвоя, которому время от времени, конечно, достаются роли, достойные его таланта, но недостаточно часто — со времен «Сплита», где он сыграл сразу с дюжину разных персонажей в теле одного психопата, прошло уже восемь лет. Актер явно наслаждается своим новым героем Пэдди — из самого обаятельного шутника, души компании он превращается в жесткого тирана за секунду.

Минус:

— понятно желание Уоткинса по-другому расставить акценты в финале и дать возможность справедливости восторжествовать самым жестоким (таковы законы жанра) образом. Поклонникам фильма Тафдрупа, возможно, не понравится, куда в итоге выруливает сюжет ремейка. С другой стороны, новый «Не говори никому» снят для того, чтобы напомнить городским «осознанным» героям, что и временная безработица, и даже измена, и расшатанный брак — детский лепет по сравнению с тем, к чему может привести приятное знакомство с новыми интересными людьми на итальянском курорте.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: