Николас Кейдж говорит, что несколько раз отказывался играть самого себя в новой криминальной комедии «Невыносимая тяжесть огромного таланта» (вышла в прокат США 22 апреля, в России ее можно посмотреть только у пиратов), и передумал только после того, как убедился в искренности намерений режиссера Тома Гормикана не выставлять его идиотом.
С одной стороны, «Невыносимая тяжесть огромного таланта» фактически памятник 40-летней карьере Кейджа, с другой — ему приходится играть себя, знаменитого актера, чья карьера переживает спад, и это если сказать мягко. Но у Гормикана получилось пройти по тонкой линии между пафосом и издевкой.
Плюсы:
— Николас Кейдж играет Николаса Кейджа, но все аспекты его личной жизни изменены: в фильме у него дочь Эдди (ее играет Лили Шин, дочь актеров Майкла Шина и Кейт Бекинсейл), в жизни — двое сыновей. Подросток Эдди находится в том возрасте, когда уже начинает стыдиться своего старомодного отца и не может ему простить вечного отсутствия из-за работы. Кроме того, отец чуть не насильно заставляет Эдди смотреть старые шедевры мирового кино вроде «Кабинета доктора Калигари», потому что «она не читала даже Джейн Остин и думает, что Анна Каренина — порнозвезда», жалуется он бывшей жене (Шэрон Хорган) на дочку. Профессиональные проблемы Николаса Кейджа в фильме напоминают профессиональные проблемы Николаса Кейджа в жизни, только если второй снимается слишком много, первый, не получив роль в престижном проекте после неудачного спонтанного прослушивания, в сердцах объявляет об уходе из кино и соглашается поехать на Майорку развлекать богатого поклонника Хави Гуттьереса (Педро Паскаль) за гонорар в миллион долларов. На Майорке с Кейджем связывается агент ЦРУ Вивиан (Тиффани Хэддиш), которая говорит, что Хави — опасный торговец оружием, к тому же похитивший дочь кандидата в президенты Каталонии. Так знаменитый актер попадает в положение собственных героев, как в других комедиях о звездах, которым приходится по-настоящему спасать мир — «В поисках Галактики» и «Солдаты неудачи». Настоящий Кейдж должен спасти девушку, избежать смерти и помириться с дочерью, и мы должны во все это как-то поверить;
— драма (и спасение) Николаса Кейджа, как он говорит (а сценаристы повторяют за ним), заключается в том, что он отказывается быть звездой и хочет оставаться актером — работать изо дня в день, а не планировать свою карьеру, чтобы не надоесть зрителям и сниматься только в хитах. Можно сколько угодно иронизировать над выбором ролей Кейджа в недавнем прошлом (кто-нибудь смотрел «Первобытного» или «Хозяина» — всего два проходных фильма из шести с участием Кейджа, вышедших только в 2019 году?), но ведь он прав — роли, как в «Покидая Лас-Вегас», за которую он получил «Оскар», или в «Воспитывая Аризону», предлагают не каждый день, а работать надо;
— в мире больше нет такого актера, чья манера игры и отношения с профессией становились бы темой искусства. Обмен Николаса Кейджа и Джона Траволты лицами в «Без лица» Джона Ву символизировал обманчивость внешности в технологическую эпоху еще в 1997-м, а в «Адаптации» Спайка Джонза актер сыграл сценаристов-близнецов, одного поверхностного и успешного, играющего по правилам шоу-бизнеса, и второго — настоящего художника, который испытывает муки творчества;
— лицо Кейджа стало материалом для мемов, потому что, как он сам считает, зрители проецируют на него все свои самые затаенные желания, которые он воплощает за них на экране. «Невыносимая тяжесть огромного таланта» — доказательство того, что Николас Кейдж знает, что вы над ним любя насмехаетесь, и хочет похихикать тоже — и заодно заработать на этом. Поэтому Кейдж сознательно корчит здесь несколько достойных новых гифок безумных рож — например, когда он и Хави Гуттьерес закидываются ЛСД или когда он случайно сам себя травит и повторяет бросок парализованного Леонардо ДиКаприо в «Волке с Уолл-стрит»;
— «Невыносимая тяжесть огромного таланта» — настоящий подарок для поклонников Кейджа. Фильм начинается со сцены, где дочь каталонского политика смотрит «Воздушную тюрьму». Позже другие герои обсуждают «Без лица», «Телохранителя Тесс», «Сокровище нации», «Угнать за 60 секунд» и другие фильмы с участием актера, здесь есть и прямая цитата из «Покидая Лас-Вегас» с бутылкой в бассейне. Все эти кинокивки уместны и временами смешны, а когда Кейдж попадет в музей самого себя и увидит свое лицо на экспонате-подушке, нельзя не поддаться смеси нежности и издевки, исходящей с экрана. Это не мы устали от Николаса Кейджа, это кино стало одинаковым;
— Деми Мур, буквально на секунду появляющаяся в роли бывшей жены экранного Кейджа после того, как сам актер спас свою «неэкранную». У кого в Голливуде не иссякает фантазия, так это у директоров по кастингу.
Минус:
— если бы не гениальный прием «давайте пригласим Николаса Кейджа на роль Николаса Кейджа», перед нами был бы стандартный, набитый голливудскими штампами криминальный экшн.
Фото: Lionsgate