Широкие зрительские массы привыкли к тому, что амплуа Мартина Фримена — персонажи почти сказочные.
Даже если не брать в расчет «Хоббита», роли актера в «Шерлоке» или первом сезоне «Фарго» неизменно придавали происходящему какой-то волшебный уют, героям Фримена хотелось сочувствовать даже в самых отталкивающих проявлениях.
«Ночные вызовы» принципиально разрывают этот шаблон. Немолодой, небритый и явно смертельно усталый человек — ливерпульский патрульный коп Крис Карсон сидит в кресле психоаналитика и жалуется на жизнь. Ему и правда нелегко: он не спит из-за ночных смен, которые приводят к проблемам с женой (МайАнна Беринг) и маленькой дочерью. Кроме того, в хосписе доживает мать (Рита Ташингем), на содержание которой не хватает денег.
Есть у Криса и другие проблемы, о которых не расскажешь ни жене, ни доктору. Во время одного из дежурств он взялся помочь выжить юной наркоманке Кейси (Эмили Фэрн), которая увела из-под носа драгдилеров целую сумку кокаина. Кейси хочет ее продать, чтобы обеспечить себе возможность новой жизни, но проблема в том, что по ее следам идут подручные гангстера средней руки Карла Суини (Иэн Харт). Он в свою очередь приходится Крису другом детства и требует поддержки в поисках воровки. Наконец, только что к Карсону приставили новую напарницу (Эделайо Эдедайо) — юную идеалистку, стремящуюся во всем следовать букве устава и поначалу подозревающую коллегу в халатности и коррупции.
«Ночные вызовы» придумал и запустил в качестве шоураннера практически дебютант Тони Шумахер — писатель и начинающий сценарист, некогда работавший патрульным, а потом и таксистом на улицах Ливерпуля. Очевидно, что из своих воспоминаний об этой собачьей работе он мог бы сделать очередной более или менее проходной полицейский сериал со звездой. На это намекают и обманчивые титры, отсчитывающие каждую смену Криса. Однако вместо этого Шумахер предложил полноценный кинороман, резко выделяющийся даже на фоне нынешнего переизбытка сериальной продукции.
Действие здесь продвигается почти демонстративно неспешно, не топчется на месте, но и не летит вперед — в отличие от мечущихся по городу героев. Каждый из шести эпизодов не просто продвигает нас вперед по сюжетной линии, но и постоянно уточняет обстоятельства. Отношение к героям от серии к серии будет если не меняться, то значительно уточняться, при этом сериал ни на одном из драматических поворотов не вылетает за реалистические рамки. Напротив, персонажи выглядят предельно достоверными, почти обыденными и именно этой убедительностью (впрочем, кинематографической, а не документальной) «Ночные вызовы» и затягивают.
Пока прочие сериалы поражают остротой проблематики и чувства юмора или необычным антуражем, «Ночные вызовы» покоряют тем, что показывают, насколько действенной по-прежнему может быть честная психологическая драма. Что важно, это отнюдь не бенефис Фримена — он играет в ансамбле, который здесь подобран с замечательной точностью. Ни актеры, ни сам Шумахер здесь ни разу не фальшивят, не поддаются соблазну эмоционального шантажа, не перебирают с драматизмом. Это история, где важна каждая деталь, в которой каждый найдет что-то свое — сюжет о профессиональном выгорании, криминальную или семейную драму. Проще говоря, «Ночные вызовы» — лучший сериал минувшего января и с большой вероятностью — одно из лучших шоу года, которое наверняка не потеряется даже на фоне более дорогих и эффектных соседей.
Легально сериал доступен на онлайн-платформе viju.
Фото: BBC Television Centre
Текст: Ярослав Забалуев