Геннадий Устиян

«Носферату» образца 2024: его светлость снова здесь

2 мин. на чтение

Кажется логичным, что режиссер Роберт Эггерс, снявший полные первобытной энергии фильмы «Ведьма», «Маяк» и «Варяг», захотел сделать свое посвящение вышедшему больше ста лет назад шедевру немецкого экспрессионизма «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау. Проблема тут только в том, как не превратить ремейк в безжизненный оммаж тому, что не нуждается в пересказе.

«Симфония ужаса» — один из самых цитируемых фильмов в истории кино. Вернер Херцог сделал ремейк с Клаусом Кински еще в 1970-х, Стивен Спилберг цитировал «Носферату» в 1990-х в «Парке Юрского периода 2», а в 2000-м вышла «Тень вампира», в которой Уиллем Дефо играл актера Макса Шрека, исполнителя роли Дракулы (Дефо занят и в новой картине Эггерса) в шедевре Мурнау. Что тут скажешь нового? Эггерс, к счастью, хотя бы пытается это сделать (фильм вышел в прокат США 25 декабря, в России его можно посмотреть только онлайн у пиратов).

Плюсы:

— Мурнау многое поменял в 1922-м в своем фильме, чтобы избежать судебных претензий со стороны потомков Брэма Стокера. Эггерс меняет место действия — Британию — на вымышленный немецкий город Висборг. На дворе 1838-й, но у большинства героев английские имена. Молодой риелтор Томас Хаттер (Николас Холт в прошлом году в «Ренфилде» сыграл другого персонажа из вселенной Дракулы — слугу вампира Ренфилда) получает задание от начальства поехать в Карпатские горы (Трансильвания здесь почти не упоминается из-за ее очевидной прямолинейности — кажется, про «Дракулу в Трансильвании» в наше время можно снять только пародию) — граф Орлок (Билл Скарсгард) решил поселиться в Германии, в замке Грюневальд, и нужно поехать к нему подписать бумаги. Все, что происходит дальше, давно известно, важно, как происходит;

— для Эггерса граф Орлок не неотразимый денди, против которого сложно устоять. Эта традиция, тянущаяся от Белы Лугоши еще c 1930-х до «Дракулы Брэма Стокера» (1992) Копполы и сериала «Дракула» (2020) с датским актером Класом Бангом в заглавной роли, навсегда связала в сознании зрителей вампиризм с сексуальным соблазнением. Для Эггерса же главный кровосос в истории кино — распространитель заразы, в котором нет ничего привлекательного. Даже пригласив на эту роль фактурнейшего Билла Скарсгарда, клоуна Пеннивайза из «Оно», режиссер почти его не показывает, а когда это происходит, актера невозможно узнать за накладным носом и усами (видно, что Эггерс внимательно изучал портреты господаря Валахии Влада Цепеша, от которого и пошел миф о Дракуле). В новом вампире, «угрозе с Востока», нет ничего сексуального. Он одновременно подвижен и статичен, жив и мертв, у него нет никакой наслоившейся за десятилетия философии. Это просто тварь в поисках крови и навечной подруги;

— «спрятав» Орлока, Эггерс выдвинул на передний план Эллен Хаттер (Лили-Роуз Депп), жену Томаса, телепатическая связь которой с графом начинается сильно задолго до поездки мужа в Трансильванию. И если Лили-Роуз Депп в ее предыдущих фильмах можно было упрекнуть в некоторой скупости игры и зажатости, то здесь ее застывшее лицо-маска очень к месту. Эта холодная женщина по ночам бьется в конвульсиях и призывает князя тьмы. «В языческие времена вы могли бы быть великой жрицей Изиды», — говорит ей восхищенный профессор фон Франц (Уиллем Дефо), исполняющий в «Носферату» на этот раз роль не Дракулы, а скорее Ван Хельсинга. «Носферату» раскрыл Лили-Роуз Депп как актрису, стал для нее фильмом, показавшим, в каких именно ролях она может в дальнейшем расцвести.

Минус:

— помимо того, что «Носферату» можно назвать версией мифа о Дракуле постпандемийного времени, не совсем понятно, зачем этот фильм нужен — слишком мало нового ему есть нам сообщить.

Фото: Universal Pictures

Подписаться: