Новая «Эмма» напоминает, что к привилегиям в придачу выдается чувство вины
«Глупости перестают быть глупостями, если совершаются людьми благоразумными и притом без всякого стыда». Джейн Остин — кладезь светской и вообще житейской мудрости начала XIX века, которая актуальна, как мы знаем из-за регулярно возвращающейся на нее моды, во все времена.
В кино пик этой моды пришелся на середину 1990-х, когда одна за другой вышли «Бестолковая», в которой действие остроумно перенесено из английского поместья в школу в Беверли-Хиллз, и «классическая» «Эмма», идеально подходившая для продвижения восходящей тогда звезды Гвинет Пэлтроу как олицетворения девушки из привилегированной семьи, блондинки мечты конца XX века.
Но время идет, Пэлтроу теперь продает свечи с ароматом вагины, а новому поколению нужна новая, своя «Эмма» — в этом смысле Остин по количеству экранизаций почти равняется Шекспиру, который является сразу несколькими киноверсиями раз в несколько десятилетий, чтобы сказать что-то важное и о нашем времени. И если двадцать с лишним лет назад роль Эммы Вудхаус, взявшей на себя хлопоты свахи, доверялась идеальным блондинкам Пэлтроу и Алисии Сильверстоун, то теперь юную хозяйку поместья играет молодая актриса Аня Тейлор-Джой, известная в основном по фильмам ужасов «Ведьма», «Сплит» и не вышедшим пока в прокат «Новым мутантам».
Режиссер последней «Эммы» (фильм должен был выйти в России 9 апреля, из-за эпидемии коронавируса и закрытия кинотеатров прокат сорвался, но его можно найти онлайн) Отем де Уайлд, известная в первую очередь по видеоклипам музыканта Бека, не смогла удержаться и не показать свою героиню современной популярной инфлюенсершей, легко решающей судьбы подружек из лучших побуждений. В остальном у де Уайлд мир Остин изменился мало: здесь так же хотят жениться, чтобы социально возвыситься, дружить с успешными, потому что так принято, и со временем каждому персонажу приходится выбирать между общественным мнением и собственными желаниями, тщеславием и совестью.
В общем, «Эмма» всегда была историей для девушек-подростков, которые, взрослея, начинают различать нюансы между вниманием, сочувствием и влюбленностью. Сама мисс Вудхаус осталась передовой героиней, еще в начале XIX века заявлявшей, что не планирует выходить замуж — это тот случай, когда общественное движение, в данном случае феминизм, шел сверху, из потребностей элит. Поэтому Остин считается прародительницей нынешних романтических комедий — в общем, автор «Дневника Бриджет Джонс» Хелен Филдинг никогда и не скрывала, что ее бестселлер «вышел» из Остин, и даже советский ромком начала 1980-х «Одиноким предоставляется общежитие» с добровольной свахой Натальей Гундаревой, которая сама влюбилась в коменданта — своеобразный пересказ «Эммы». Эту жесткую жанровую конструкцию истории о девушке, которая думала, что все знает о жизни, а потом осознает, что не знает ничего, как и остроумные реплики, почти невозможно разрушить даже дебютантке в полнометражном кино де Уайлд. Ничего нового она этим фильмом, в общем, не сообщает (в отличие от изящной и остроумной «Бестолковой», к примеру), но ничего и не портит — о том, чтобы нельзя было испортить ее детище, Остин позаботилась еще два века назад.
Фото: UPI