Геннадий Устиян

Новый «Бэтмен»: привилегированная летучая мышь

3 мин. на чтение

На этой неделе «Бэтмен» стал первой крупной международной премьерой — жертвой решения крупных голливудских киностудий отказаться от проката в России. Но фильм, конечно, появился онлайн сразу после премьер в других странах (в Америке она состоялась 4 марта), а значит, его можно посмотреть и сравнить с предыдущими экранизациями комикса про Брюса Уэйна.

Плюсы:

— попытка режиссера Мэтта Ривза (он же соавтор сценария) сместить акценты в истории Бэтмена похвальна (он даже не начинает фильм со сцены убийства его родителей, как предыдущие первые части франшиз). Когда история персонажа так хорошо известна, имеет смысл сосредоточиться на одном аспекте его жизни, который обстоятельно исследовать. В данном случае это отношения Брюса Уэйна с его покойным отцом, которого он идеализировал при жизни. Когда в Готэме появляется злодей Загадочник (Пол Дано), который убивает представителей властной верхушки, расследование приводит Уэйна к фактам, доказывающим, что его отец, метивший в мэры Готэма, был замешан в убийстве неугодного журналиста. Должны ли дети отвечать за грехи отцов, задает Ривз вопрос, уместный в рамках новой этики;

— неузнаваемый Колин Фаррелл в роли Пингвина c накладным носом-клювом хорош, хотя казалось, что лучше Дэнни Де Вито в «Бэтмен возвращается» (1992) быть невозможно. Фаррелл играет Пингвина по-другому, как гангстера старой школы, и скорее напоминает Джо Пеши в фильмах Скорсезе, чем гротескного комиксового злодея;

— когда герой живет на киноэкране больше 30 лет, интересно наблюдать за его эволюцией за это, в общем, недолгое время. Для Тима Бертона Брюс Уэйн в конце 1980-х был изнанкой мейнстрима, фриком, живущим в теле среднеамериканского мужчины. Успех бертоновского «Бэтмена» проложил дорогу на большой экран не просто экранизациям комиксов, но и вообще блокбастерам со сложными героями, которые сражаются не только с преступниками, но и с собственными демонами. В нулевых Кристофер Нолан включил Бэтмена в социальную повестку смены элит и заставил пройти обязательную для экшн-героя боевую подготовку, без которой на экране в нашем веке актеру делать нечего. Пригласив на главную роль бывшего главного «вампира для девочек» Роберта Паттинсона, Мэтт Ривз создал Бэтмена нового поколения. Все замешанные в коррупционных отношениях чиновники и бизнесмены Готэма — белые мужчины-бумеры, тогда как жители города хотят видеть мэром чернокожую женщину Беллу Реаль (Джейми Лоусон). Историческая миссия Бэтмена, таким образом, состоит в покаянии и расчищении места для неподкупных представителей меньшинств, слишком долго терпевших «иго патриархата». В этом смысле «Бэтмен» запомнится продуктом своего времени идеально.

Минусы:

— режиссер Мэтт Ривз, получивший «Бэтмена» после успеха «Монстро» и двух «Планет обезьян» — неплохой экшн-режиссер, но он не Кристофер Нолан. У Нолана Бэтмен стал поводом показать, как рушится установленный в прошлом веке мировой порядок, а его Джокер в исполнении Хита Леджера — киноперсонаж на века. Ривз просто снимает комиксовый экшн с проходными героями. В этом, конечно, нет ничего плохого, но все же ждешь, что новый фильм захочет хоть в чем-то превзойти предшественников. Неофициальный рейтинг сольных фильмов о Бэтмене возглавляют две первые части, снятые Тимом Бертоном в 1989-м и 1992-м, и последние две, сделанные Кристофером Ноланом в 2008-м и 2012-м. Новый «Бэтмен» Ривза может претендовать лишь на пятое место;

— Роберт Паттинсон настолько сросся в сознании зрителей со своим героем из другой популярной кинофраншизы «Сумерки», что к его Бэтмену привыкаешь с трудом — еще не утихли споры, какой Бэтмен лучше — Майкла Китона или Кристиана Бэйла. Паттинсон проводит почти весь фильм в маске, и возможностей показать себя Брюсом Уэйном, человеком, у него мало. Он смотрится причудливой мутацией в эволюции Бэтмена — теперь, когда он летит над городом, он делает это с помощью костюма для бейсджампинга, что делает его скорее похожим на белку-летягу, чем на летучую мышь;

— Женщина-кошка — один из самых ярких персонажей бэтменианы, и у Зои Кравиц слишком талантливые предшественницы, чтобы принять ее Селину Кайл безоговорочно. В самом лице Мишель Пфайффер есть что-то подкупающе кошачье, отчего ее Женщина-кошка из «Бэтмен возвращается» (1992) считается эталонной. Энн Хэтэуэй в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» (2012) сыграла Селину совсем по-другому, но вполне элегантно — виртуозной воровкой. По сравнению с ними Зои Кравиц всего лишь милая девочка, жертва, но никак не опытная ночная хищница. Женщина-кошка Пфайффер и Хэтэуэй кто угодно, но не жертвы, а достойные противницы (иногда и сообщницы) Бэтмена, поэтому и были интересны в отличие от версии Кравиц;

— в какой-то момент некоторые герои оказываются в близком кровном родстве, что скорее напоминает «Звездные войны», чем бэтмениану. Брюс Уэйн, не узнаю вас и без маски;

— нелепые реплики и диалоги: «Что происходит с лжецом после смерти? Он остается лжецом». «Поосторожнее, ты знаешь мою репутацию?» — «Да, а ты мою?»

— мало красивого экшна, которого у Нолана было предостаточно;

— любой фильм, кроме «Крестного отца», не должен длиться 2 часа 45 минут.

Фото: Warner Bros.

Подписаться: