Ярослав Забалуев

Обезвредить «новичка»: авторов «Отравлений в Солсбери» почти совсем не интересуют русские

2 мин. на чтение

Титр «основано на реальных событиях» в эпоху постправды будто бы нуждается в каких-то не придуманных еще пока уточнениях. Нет, впрочем, худа без добра: художественные произведения, основанные на фактах, имевших место в реальности, в сознании зрителей наконец-то перестали выполнять роль исторического свидетельства.

С другой стороны, сложившаяся ситуация развязала кинематографистам руки — в абсолютную достоверность действия все равно сегодня никто, вероятно, не поверит, зато есть возможность работать с крайне эмоционально заряженными сюжетами. В этом смысле в последние (крайне насыщенные) годы было мало историй, которые будоражили воображение так же, как дело об отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. По материалам этого громкого международного дела можно было смастерить что угодно, от экзистенциальной драмы о шпионе, в бреду прокручивающем увлекательную биографию, до диковатого триллера о русских отравителях, которые перед походом на дело провели ночь в отеле с пакетом марихуаны и одной проституткой на двоих. Впрочем, фантазировать здесь стоит аккуратно: дело не закрыто, международный скандал с высылкой дипломатов не утихнет еще долго. Однако канал BBC, блестяще отрабатывавший этот сюжет с первых дней, все же нашел способ экранизации.

Центральная героиня «Отравлений в Солсбери» — глава департамента здравоохранения графства Уилтшир Трейси Дашкевич (Энн-Мари Дафф). Именно она раньше всех поняла, что пресловутый яд «Новичок» остался и за пределами тел Скрипалей, а значит, угрожает уж точно невинным жизням. Про то, что может случиться, если отрава попадет в канализацию, и говорить не следует. Панике Дашкевич быстро находится подтверждение — свалившийся с отравлением полицейский Ник Бэйли (Рэйф Сполл). Сюжетом и центром напряжения трехсерийного фильма, таким образом, становится не расследование, а бег наперегонки с химическим оружием.

Все то, что интересует в этой истории русских зрителей, здесь остается где-то на периферии кадра. Вот сосед Скрипаля говорит, что Сергей незадолго до отравления обронил, мол, «Путин до меня доберется». Вот, несмотря на скандал, в России бодро проходит чемпионат мира по футболу. Вот по телевизору показывают интервью Александра Петрова и Руслана Боширова, утверждающих, что они прибыли в Солсбери полюбоваться на шпили. Такой внешне аккуратный подход, конечно, несколько обманывает ожидания. И тем не менее спокойная интонация, с которой рассказаны обстоятельства этой истории, о которых меньше говорили в новостях и соцсетях, выглядит по-своему абсолютно верной.

«Отравления в Солсбери» вполне точно следуют информации, полученной из интервью участников драмы (все имена настоящие, а в финале даже показывают прототипов). Позиция авторов, в общем, тоже ясна, хоть прямо и не проговаривается. Ужас ситуации, при которой отравление одного перебежчика стало угрозой для целого города, совершенно ясен и в дополнительных комментариях не нуждается. Но самым ценным кажется то, что этот добротно поставленный фильм проговаривает очевидные вещи, о которых в таких случаях говорить по-прежнему не принято. Прежде всего о том, что война, даже холодная — это всегда довольно страшно, а забота о жизнях, как ни банально, куда важнее правды.

Фото: BBC One

Подписаться: