«Обитель»: параноидальная фантазия о доме престарелых с кровавой баней
Идея о доме престарелых как закрытой, клаустрофобной модели общества в последнее время появляется на экране все чаще — в прошлом году в «Обители смерти» Джеффри Раш на склоне лет чувствовал себя беспомощным в схватке с психопатом Джоном Литгоу, который буквально сживал его со свету. Старость и так непростой период в жизни, а тут еще и окружающие не облегчают тебе задачу провести последние дни в покое.
Теперь за тему взялся Джеймс ДеМонако, известный по кровавой франшизе «Судная ночь». Если вы смотрели хоть один из пяти фильмов из этой серии или хотя бы знаете, о чем она, будьте готовы к сценам, где в глаза медленно и со смакованием втыкают иглы, и другим физиологичным хоррор-прелестям. «Обитель» в кинотеатрах с 20 ноября.
Плюсы:
— жизнь сироты Макса (Пит Дэвидсон) пошла наперекосяк, когда его любимый сводный брат Люк (Мэттью Миньеро) покончил с собой. Несмотря на поддержку приемной семьи, не справившийся с горем мальчик совсем отгородился от мира и находит утешение только в курении сигарет и граффити, за одно из которых его задерживают, чтобы пришить статью за хулиганство и порчу имущества. Приемный отец Купер (Виктор Уильямс) делает все, чтобы мальчик избежал тюрьмы — договаривается об исправительных работах и устраивает сына убирать мусор в доме престарелых на Стейтен-Айленде — пусть Макс поднаберется смирения, соприкоснувшись со стариками, готовящимися к последнему путешествию. На новом месте Макс сразу ловит много тревожных звонков. Во-первых, ему не дают доступ на верхний, четвертый этаж и в подвал, где по законам жанра творится черт-те что (и оно и правда творится!). Во-вторых, не успевает он подружиться с милой старушкой Нормой (Мэри Бет Пейл) и актером Луисом (Джон Гловер), как первая кончает с собой (или нет?), а второй начинает выдирать себе зубы плоскогубцами. В-третьих, главный тут доктор Сэпиен (Брюс Олтман), прославившийся экспериментами с омоложением мозга, приветствует новичка: «У вас красивые глаза», что, согласитесь, не совсем к месту. Все самые страшные догадки Макса подтвердятся зрителям на радость;
— комик Пит Дэвидсон, потихоньку выстроивший себе карьеру в пристойных драмах («Король Стейтен-Айленда», «Дурные деньги»), играет главную роль нормального человека в обезумевшем мире. Частью его комического имиджа всегда было удивление укурка, сталкивающегося с абсурдной реальностью, и в «Обители» он абсолютно на месте, во всяком случае, поначалу, когда события в доме престарелых доводят его до вполне объяснимой паранойи;
— сюжет «Обители» напоминает советскую «Сказку о потерянном времени», напугавшую не одно поколение детей, которым ее показывали по телевизору в 1960–1980-х. Если кто помнит, там шла речь о стариках, менявшихся местами со школьниками, но перед нами, конечно, голливудская хоррор-версия, в которой сказочной является только медицинская научно-фантазийная концепция;
— еще во времена «Судной ночи» режиссер ДеМонако снимал не просто триллеры и хорроры, но приговоры современному обществу. При желании в «Обители» можно увидеть заговор поколения бебибумеров, которые решают свои проблемы за счет беззащитных миллениалов и зумеров — спросите у очередных молодых людей, вынужденных отдавать две трети заработка за возможность снимать втроем квартиру у бодрой старушки.
Минусы:
— найти дополнительные смыслы в этом набитом жанровыми клише хорроре можно, только если очень хочется, не факт, что авторы что-то похожее в фильм закладывали;
— еще в «Судных ночах» было видно, что Джеймс ДеМонако, мягко говоря, режиссер не тонкий и предпочитает бить зрителей по голове жестокими изображениями, пока те наконец не поймут доносимую до них мысль. В «Обители» режиссер тоже не знает меры — сцен, где иглу крупным планом вводят в глаз, могло бы быть штук на десять поменьше.
Фото: Global Film

