, 3 мин. на чтение

«Обратно во мрак»: байопик Эми Уайнхаус настолько беспросветен, что хочется выпить

Как бежит время — после смерти Эми Уайнхаус прошло уже 13 лет, значит, пора снимать байопик (документальный фильм «Эми» Азифа Кападии вышел еще в 2015-м), особенно теперь, когда жанр музыкального байопика переживает расцвет: после «Элвиса» последовала «Присцилла», совсем недавно — «Боб Марли: Одна любовь» и вовсю идут съемки «Совершенного незнакомца» о Бобе Дилане. Другое дело, что сам жанр настолько погряз в клише, что заранее не ждешь ничего хорошего, кроме пересказа всем известных фактов.

Плюсы:

— каждый раз, когда британская художница и режиссер Сэм Тейлор-Джонсон объявляет о съемках нового проекта, ждешь, что она тебя удивит. Ее полнометражный режиссерский дебют «Стать Джоном Ленноном» рассказывал о ранних годах мальчика, который перевернет поп-музыку, потом Тейлор-Джонсон внезапно выбрала мейнстрим и деньги и запустила франшизу «50 оттенков серого» (но от сиквелов, к счастью, отказалась). Кажется, ей ближе всего тематика ее драмы «Миллион мелких осколков», где ее муж Аарон Тейлор-Джонсон сыграл запутавшегося в жизни наркомана. Вроде бы то, что нужно для фильма об Эми Уайнхаус, которая чуть что хваталась за бутылку и вступила в «рок-клуб 27», умерев от алкогольного отравления;

— исполнившая главную роль актриса Мариса Абела совсем не похожа внешне на Эми Уайнхаус, особенно поначалу, когда Тейлор-Джонсон показывает эту природную стихию хорошей английской девочкой, мечтающей вырваться из-под опеки разведенных родителей (Абела неожиданно в начале фильма больше похожа на Мадонну, тоже изнывавшую в детстве от консервативных взглядов отца). И только позже, когда певица находит свой сценический стиль с фирменным ульем на голове и пластикой цыганки под героином, из милой девочки Абелы вдруг вылезает, как демон из внешней оболочки, Уайнхаус. Дополнительный балл за то, что актриса сама поет, а не просто открывает рот под фонограмму. Отличная работа;

— хороший актер Джек О’Коннелл в роли любви всей жизни главной героини Блейка Филдер-Сивила, который и был, судя по фильму, причиной ее драмы и в итоге смерти, и неузнаваемая Лесли Мэнвилл в роли бабушки Синтии, судя по всему, привившей девочке любовь к музыке.

Минусы:

— фильм называется в честь второго альбома Уайнхаус и в основном посвящен периоду, когда она, в первый раз брошенная Филдер-Сивилом, зализывала раны и пела о возвращении к той «черноте», которая была в ее жизни до встречи с любимым. Но мы не видим никаких «творческих процессов», кажется, что песни написались сами, без участия авторов. Странно, что Тейлор-Джонсон, явно взявшаяся рассказать жизнь Уайнхаус с лучшими намерениями, показывает ее пустой алкоголичкой — только иногда прорываются реплики самой певицы вроде: «Меня не интересуют деньги, я готова их все отдать ради знакомства с Рэем Чарльзом». Уайнхаус была серьезным, уникальным музыкантом, она яростно сопротивлялась попыткам сделать ее поп-звездой в духе Spice Girls, а на ее музыку и манеру исполнения скорее повлияла Билли Холидей, чем Барбра Стрейзанд. Почему же этой части жизни Уайнхаус почти нет в фильме, снятом как слезливая мелодрама о женщине, которая и минуты не может прожить без мужика? Проблема Уайнхаус была в ее молодости — в том, что она была неопытна и непрактична. Ей же было бы лучше, если бы она как раз больше любила деньги — тогда, может, легче бы перенесла проблемы с парнем;

— джаз, блюз и соул, на которых выросла Уайнхаус, всегда были искусством людей, живших на грани. Как напоминает Эми ее бабушка, Чарли Паркер в 35 лет выглядел на 60, а Билли Холидей на дожила до 50. Это культура тонко чувствующих людей, которые занимались саморазрушением и пили от ужаса перед окружающим миром, и чем больше они пили, тем лучше пели — в «Обратно во мраке» есть сцена, где публика беснуется, когда пьяная Уайнхаус затягивает первый куплет. Но то, что хорошо для искусства, плохо для здоровья. Поклонники, сходившие с ума от пьяного пения звезды и поощрявшие таким образом ее распад, точно так же виновны в ее несчастьях, как и расчетливый муж. Когда пришло время бросить Эми во второй раз, Филдер-Сивил обвиняет жену ровно в том, в чем был виновен сам, но последствия их совместных действий она расхлебывала одна. Это та степень эксплуатации таланта, за которую окружающие звезду люди никогда не несут ответственность, и самое неприятное в фильме то, что режиссер никак эту трагедию не комментирует, мол, умерла так умерла, упс, так получилось;

— «Обратно во мрак» (в прокате США с 17 мая, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) показывает, что жанр музыкального байопика так и не избавился от своих штампов. Может, это хотя бы частично попробует сделать «Совершенный незнакомец», все-таки его автор Джеймс Мэнголд посильнее режиссер, чем Тейлор-Джонсон, да и финал у Боба Дилана посчастливее.

Фото: Focus Features