«Одержимые злом»: семь четких правил, как победить демона
В отсутствие американских мейджоров, ушедших с российского рынка больше полутора лет назад, их нишу теперь занимают фильмы стран, которые раньше находились в тени Голливуда. Конечно, у них всегда были бюджеты поскромнее, но в том, что касается идей, у аргентинского режиссера Демиана Руньи все в порядке.
Плюсы:
— «Одержимые злом» (в кинотеатрах с 9 ноября) не тратят времени на долгое и подробное знакомство с героями и намеки на будущие ужасы. Фильм начинается со сцены, где живущие в небольшом городке братья Педро (Эсекьель Родригес) и Хайме (Демиан Саломон) слышат странные выстрелы, не похожие на охотничьи. С восходом солнца они пробираются на участок соседа Армандо Руиса и находят разрубленное пополам тело незнакомого мужчины. Еще одна соседка объясняет, что покойник был так называемым чистильщиком, которого вызывают ритуально убить одержимого демоном человека — в данном случае ее сына Уриэля, который больше года уже лежит, не в силах подняться, и гниет заживо. Экзорцистская служба, как и местная полиция, работает плохо — как иначе объяснить, что чистильщика пришлось ждать целый год. Соседи сообща вывозят раздувшегося полумертвого Уриэля из дома, но по дороге он вываливается из кузова и исчезает, а в деревне начинает происходить жуткая чертовщина — в одной из самых страшных сцен фильма беременная жена Армандо забивает себя топором. Педро и Хайме спешно покидают дом, оставив все вещи, которые могут стать разносчиком заразы, и едут к бывшей жене Педро спасать его детей. Трагедия следует одна за другой, причем в отличие от голливудских хорроров об экзорцизме иногда совершенно непредсказуемо. Вирус распространяется со страшной скоростью, так что братья понимают: спасти их может только обряд над ставшей инкубатором для демона нулевой жертвой Уриэлем, которого еще нужно найти;
— в мире, созданном режиссером Демианом Руньей («Последние врата», «Ты не знаешь, с кем разговариваешь»), зло не приходит неожиданно из ниоткуда. Демон появлялся в этих краях и раньше, так что мать главных героев как отче наш перечисляет семь правил, как с ним справиться. Почти все персонажи знают, что нужно делать в таких случаях — в этой реальности вселения дьявола в людей сродни сезонному гриппу. Это смирение перед неизбежным внедряет мифологию фильма в историческую традицию Аргентины, делает ее частью быта и культуры, отчего становится еще страшнее. Из этой традиции растет древний страх перед падежом скота, например, или отсутствием осадков. Это первородный страх голода и смерти, а не надуманный ужас голливудских хорроров;
— фильмы об экзорцизме всегда предлагают социальный комментарий. «Одержимые злом» можно рассматривать как угодно: как гротескную сатиру на реакцию людей на ковид, например, но также как размышление об убивающей скуке и банальности деревенской реальности, от которой любой человек, желающий полноценной и насыщенной жизни, мечтает бежать и не оглядываться. Или как напоминание о том, что никогда не стоит пытаться вернуться в прошлое и что-то исправить — его нет, оно сгнило, и есть только завтра, до которого в этом фильме еще нужно дожить.
Минус:
— минусы здесь проистекают из низкого бюджета, который явно не позволил Демиану Рунье рассказать более масштабную историю, чем выживание одной семьи. В одной сцене пожилая мать рассказывает сыновьям и внукам, что раньше демоны все-таки чаще появлялись в городах, чем в их деревне. Хочется посмотреть именно такой фильм, так что Рунье хорошо бы сесть за сочинение приквела.
Фото: «Атмосфера Кино»