Однажды школьная учительница Джулия (Кери Расселл) из маленького городка в штате Орегон обнаружила у 12-летнего ученика Лукаса Уивера (Джереми Т. Томас) книги «Опасные духи» и «Ловушки для зверей» и забеспокоилась, а все ли у мальчика в порядке.
Другая бы не обратила внимания, но только не Джулия, потому что она главная героиня нового хоррора, снятого больше известным по драмам («Сумасшедшее сердце», «Черная месса») Скоттом Купером и спродюсированного в том числе Гильермо дель Торо.
Помимо увлечения книгами о духах и ловушках Лукас рисует монстров, изо рта которых вылезают еще более страшные чудовища с оленьими рогами, так что Джулия требует помощи у брата Пола, местного шерифа — как минимум ему по службе положено иметь оружие. Мы уже знаем, что на отца Лукаса, наркомана и дилера Фрэнка, и младшего брата Эйдана напала какая-то тварь, пока отец варил мет в местной заброшенной шахте. Вскоре в лесу найдут еще наполовину изглоданные трупы, но власти и Пол только разведут руками — то ли это медведь, то ли пума, черт его знает. И только мудрый местный с явной примесью индейской крови вовремя достанет книгу с рисунком Вендиго — злого духа бывшего охотника, который когда-то опустился до каннибализма. Так что трупов в фильме достаточно, и Купер показывает их почти с садистским любованием.
Но Куперу мало просто снять фэнтези-хоррор. «Оленьи рога» — это также фильм о домашнем насилии, которое когда-то пережила Джулия, с понятной настойчивостью пытающаяся помочь упирающемуся Лукасу. Впрочем, Купер бросает тему детского абьюза на полдороги и при этом отказывается развивать сюжет о мифологическом обосновании зла, и то и другое здесь показано скорее пунктирно. Камерность «Оленьих рогов», их ограниченность границами городка, не дает фильму развернуться и в сторону экологической сказки-предостережения — дух является людям в наказание за их издевательство над природой, но в чем состоит это издевательство? Приходится только догадываться (глобальное потепление? вырубка лесов? добыча ископаемых? все вместе?). Но если смотреть «Оленьи рога» (в кинотеатрах с 16 декабря) просто как ни на что не претендующий проходной хоррор, от него можно получить удовольствие — актеры стараются психологически обосновать поступки своих героев, тварь лютует, чего еще желать? Если правда, что хорроры нужны, чтобы сбрасывать в кинотеатрах накопившееся напряжение, фильм про Вендиго сойдет — уже точно над ним работали лучше, чем, например, над халтурным последним «Хэллоуином». Так что если есть настроение для ужасов, «Оленьи рога» — самое приличное, что сейчас идет из свежего в кинотеатрах в своем жанре.
Фото: «Дисней Студиос»